…Что касается сознательного и намеренного страдания как метода Работы, — понимайте эту идею проще: делать то, что должно быть сделано, именно вами и именно сейчас. Сознательное страдание — это непрерывная борьба с собственной ленью…

Из разговора со знающим человеком.

О Мастерской

Мы помогаем их решать. Но это — только начало. Люди хотят научиться лучше обходиться со своей жизнью — организовать свое время, научиться предъявлять себя другим, понимать других, — в этом мы тоже можем помочь. И это тоже — только начало.

Продолжение может состоять в том, чтобы не только нам стало лучше, но чтобы мы сами стали лучше.

Из винтиков социальной системы (тайком, про себя перебирающих свои нехитрые тайны), мы можем стать личностями, гармонично сочетающими внешнюю и внутреннюю жизнь, реализующими себя в мире и обладающими миром в себе.

Личностью, как известно, не рождаются, личностью становятся.

Личность можно встретить, точнее — можно встретить-ся с личностью, но для этого нужно самому быть личностью в момент встречи.

Задача нашей работы состоит прежде всего в том, чтобы участники Мастерской психологически вставали на свои ноги и оставались стоящими на своих ногах. На ноги встают не все скопом, а каждый и каждая в отдельности. У кого какие ноги, тот на те и встанет. Тут не убавишь и не прибавишь. Нет общих для всех, абстрактных «мерок», чтобы «померить», кто чего достиг. Но возникает ощущение, что некоторые из нас обретают этот вкус «самостояния», и тогда мы все на мгновение чувствуем: человек ползал-ползал, а потом вдруг взял и поднялся, стоит «на своих двоих».

Однако, если физические ноги и способность прямохождения предусмотрены для человека природой, то психологическое «прямохождение» — непростое и не «от Бога» дающееся искусство. Это требует того самого мастерства, о котором уже шла речь. Нужно найти в себе того, кто может и хочет «идти прямо», и воспитать в нем необходимые навыки и умения, развивая соответствующие способности.

Для этого нужна Мастерская, где мастера учат подмастерьев, опытные — начинающих, где учатся на практике и практикуют то, чему научились. Занимаясь психо-техникой, мы совершенствуем свой образ жизни, строим образ себя и прорабатываем картину мира. При этом мы опираемся на методы гештальттерапии, трансакционного анализа, традиции классического и современного психоанализа, авторские методики коммуникативного анализа и коммуникативной психотерапии. Особенностью нашей Мастерской — достаточно уникальной среди групп подобного рода — является то, что мы соединяем методы классической и гуманистической психотерапии с техниками и методами, известными и практикуемыми в так называемых «эзотерических» кругах — гурджиевскими, кастанедовскими и т.п.

Руководитель Мастерской, Михаил Павлович Папуш — психотерапевт, член Европейской Ассоциации Психотерапевтов; кандидат искусствоведения, член Союза композиторов; переводчик — издано более десятка книг по психотерапии, психологии, философии и эзотерике, в т.ч. Ф.Перлз, Э.Берн, М.Фельденкрайз, Д.Редиер, Дж.Г.Беннетт и др.; автор книг «Практическая психотехника» (1997) и «Психотехника экзистенциального выбора» (2001); преподаватель психотехники и различных пневмо-практик.