Вслед за событием мы рассматриваем на бейсике три, как я их называю, «детерминанты» — привычки, обязанности, желания, — которыми более или менее определяется наша жизнь. Впрочем, это — некоторое упрощение, и сегодня я попробую сказать об этом точнее и сложнее.
Я уже упоминал, что Синяя птица желания — это не то, что Дрозд мотиваций. Теоретически это значит, что есть не просто разные сферы жизни, области жизни, жанры, как мы с вами рассматривали, а есть просто-таки разные пространства жизни. Более или менее понятно, что люди одним образом живут в дневных пространствах, в так называемой общепринятой реальности, и иначе живут во сне. Среди людей более или менее здравомыслящих принято думать, что обыденная реальность — «настоящая», а жизнь в снах — «ненастоящая». Психологи (и гадалки) могут исследовать и интерпретировать сны ради того, что можно из них извлечь для обыденной жизни. Хотя есть люди, которые свою жизнь в снах считают более «настоящей», нежели «дневную» жизнь.
Вместе с тем, большинство людей догадывается, что обыденная жизнь сама по себе не содержит ни смысла, ни целей, что она в общем-то — ничто. Более того, как мы с вами теперь знаем, то, что называется обыденной жизнью, — это версия, отчет, который мы отправляем разным людям (в том числе самому себе): «Как я провел свой день». Большинство людей выстраивает суммарную версию, которую удается подсунуть всем; иногда кое-что вымарывается для того, чтобы подсунуть тому или другому, но версия как бы одна и та же. Люди более рафинированные, психологизированные, художественные, философствующие время от времени замечают, что «жизней» этих много, и что создание «обобщенной версии» — специальный ход, специальное действие абстракции для сторожей консенсусной реальности.
Кстати, одна из функций Эго — быть сторожем этой консенсусной реальности, т.е. заботиться о том, чтобы быть «нормальным» человеком, способным отчитаться в своем поведении. Как вы помните, «вести себя» — значит, что кто-то во мне (Родитель), ведет кого-то во мне (Ребенка): я веду себя. Так вот, сны в большинстве известных нам культур от этого как бы ускользают, во сне человек не отвечает за себя. Аналогична ситуация, например, гипноза, как в известном анекдоте, когда человек в состоянии гипноза начинает ругать всех на свете, — начальника, жену, — его пытаются остановить, а он кричит: «Не будите меня, я еще не все сказал!» Хотя есть культуры, в которых сновидения подлежат оценке, жесткому контролю, и если человек увидел во сне что-то неподобающее, он не имеет права это скрыть, он идет к соответствующему чину, сознается и несет соответствующую кару вплоть до казни.
Сновидение и гипноз — не единственные сферы, выходящие за пределы общепринятой реальности. Сфера желаний тоже относится к такому специальному пространству, в котором протекает своя, особенная и отдельная жизнь. И совершенно не психогигиенично оценивать желания по тем же критериям и принципам, как и реальное поведение. Хотя когда нас воспитывают, часто нас именно к этому и приучают: «Хорошие девочки о таком даже не думают» или «Хорошие девочки хотят того и сего, а того и сего не хотят».
Сфера желаний — это одна из немногих сфер, которые могли бы быть спонтанными. Чего хочется — того хочется. Это одна из немногих сфер, где могли бы действовать перлзовские законы гештальтообразования, когда реальный интерес направляется на что-то и создает фигуру, наделенную катексисом.
Дело в том, что вести себя в реальности в соответствии с таким гештальтом, конечно же, нельзя. Ребенку говорят: «Веди себя хорошо», — и правильно говорят, потому что если он не умеет себя вести, он вообще не человек. Даже когда он ведет себя как бы «плохо», — это потому что он внутри себя считает, что так хорошо. Сфера поведения детерминирована разного рода социокультурными механизмами.
А вот сфера желаний могла бы быть от этого свободна, если бы мы установили стену вокруг Сада желаний, — если воспользоваться известной метафорой. По одну сторону стены идет одна жизнь — «нормальная» социальная жизнь, — а по другую, внутри Сада — другая, своя жизнь. В стене есть калитки, оттуда кто-то или что-то выходит, при выходе, естественно, трансформируется, и тогда желания превращаются в мотивы, цели, задачи и т.д.
Поэтому когда от многих клиентов я слышу: «Нет у меня никаких желаний!» — обычно оказывается, что все желания фрустрированы, т.е., во-первых, нет надежды на удовлетворение, а во-вторых, даже хотеть запрещено.
Чтобы сохранять желание живым, не залезая в необходимость его исполнения, нужно особое специфическое экзистенциальное мужество. Хорошо написано об этом у Кьеркегора в книге «Страх и трепет»: дать в себе жить неисполнимому желанию — это вещь совершенно особая, и собственно только это и делает нас живыми в определенном смысле.
Соответственно, если мы начинаем об этом говорить достаточно тонко, то имеет смысл задаться вопросом: «Каково место сферы желаний в образе жизни?»
Мечты и фантазии — это тоже особая жизнь, иная. Это мир, где ситуации проигрываются не в обыденной реальности, а в некотором внутреннем, сконструированном мире.
Имеет смысл задаться вопросом: как живут желания в человеке, какие из них он исполняет, какие не исполняет, знает ли он о своих неисполнимых и неисполняемых желаниях, как он с ними обходится, есть ли у него такая особая сфера жизни, или он просто изо дня в день выполняет, что надо, и ухватывает, что удается?
Вопрос. А как бы эту стену поставить?
М.П. Заметить, что с достаточно раннего детства начинается неисполнение каких-то желаний, и согласиться, что это — с точки зрения общепринятой реальности — может быть правильным. Согласиться в этом с родителями — сначала внешними, потом внутренними, — но при этом оставить за собой право хотеть.
Задание. Попробуйте, прочтя этот текст, сравнить его с «установочным» текстом про «сад желаний», и найти, что для вас в этом тексте нового и значимого.
Читайте также:
Базовый практикум внимательного общения - введение
Бейсик и социальное тело