|
В наше время человек особенно остро чувствует противоречие между колоссальным технологическим прогрессом и своей явной внутренней неполноценностью. Б.Муравьев |
Базовый практикум - раздаточный материал
Базовый практикум психотехнической коммуникации мы по-домашнему называем «бейсиком». Термин прижился в Мастерской, так что не хочется от него отказываться, тем более, что он будет встречаться во многих других текстах. В этой лекции я коротко очерчу основные положения, на которых этот практикум основан, и расскажу о его простейшей схеме. В других текстах можно найти важные подробности и аспекты темы, а также возможные усложнения.
1.Почему для работы над собой человеку нужны другие люди?
Как рассказать о событии? Как расспросить о событии?
(Не считайте дальнейшее обязательным требованием. Это не более чем эвристические указания, но практика показала, что они бывают полезны. Они могут вам помочь, если вы растеряетесь, если вы не будете знать, о чем дальше спросить, о чем дальше рассказать. Это очень приблизительная схема, «палочка-выручалочка» — как можно устроить этот «образ». Хотя вполне возможно, что рассказ и его содержание «устроятся» совсем иначе).
Чтобы разбираться с «детерминантами» поведения, нужно иметь в виду, что определенная ситуация может быть детерминирована одновременно и привычкой, и желанием, и обязанностью. Например, человек может ходить на работу и по привычке, и потому, что он любит там чай пить с хорошими людьми (бывает, что и работать любит, и там ему в этом не очень мешают), и по обязанности. Но при внимательном всматривании и вслушивании в себя все это можно различить. С другой стороны, хорошо находить и такие примеры, где ясно прослеживается одна (или преимущественно одна) детерминанта.
Раньше мы говорили о событии. Событие, как вы помните, происходит как во внешнем, так и во внутри-психологическом плане. Оно объединяет эти два плана: событием может быть только то, что действительно произошло (наяву ли, или во сне), но, вместе с тем, — только то, что имеет для человека какое-то значение, какой-то внутренний смысл.
Дальше мы будем заниматься тем, что находится в большей степени «внутри» психики. От границы между «внешним» и «внутренним» («контактной границы», как называет ее Ф.Перлз) мы продвинемся немного «внутрь», к тому, что я называю «детерминантами». Три основные темы, которые нам предстоит рассмотреть, — привычки, желания и обязанности.
Темы, которые я вам предлагаю на этом практикуме, не случайны. Как правило в обычных учебных курсах психологии (равно как и психотерапии) этим темам не находится места. Во внутреннем языке нашей мастерской я называю это «узлами ткани жизни».
Сфера желаний у современного человека очень уязвима и как правило подвергается большому давлению. Происходит это из-за ошибочного применения к сфере желаний требований этики: «хорошие» мальчики и девочки не только не делают многих вещей (некоторых из них действительно лучше не делать), но и не должны «этого» хотеть.
Между тем по самой своей сути этика применима лишь к поведению — поступкам, действиям, проявлениям. Следовательно, нам нужно научиться тонко различать собственно сферу желаний и область поведения, — как внешнего, так и внутреннего.