«Доброта человека может быть свободна от сентиментальности, т.е. от наслаждения своим чувством, и от фарисейства: она есть непосредственное принятие чужого бытия в свою душу и защита его как самого себя.» 

(по Н.О.Лосскому)

Базовый практикум - раздаточный материал

Раньше мы говорили о событии. Событие, как вы помните, происходит как во внешнем, так и во внутри-психологическом плане. Оно объединяет эти два плана: событием может быть только то, что действительно произошло (наяву ли, или во сне), но, вместе с тем, — только то, что имеет для человека какое-то значение, какой-то внутренний смысл.

Дальше мы будем заниматься тем, что находится в большей степени «внутри» психики. От границы между «внешним» и «внутренним» («контактной границы», как называет ее Ф.Перлз) мы продвинемся немного «внутрь», к тому, что я называю «детерминантами». Три основные темы, которые нам предстоит рассмотреть, — привычки, желания и обязанности.

Темы, которые я вам предлагаю на этом практикуме, не случайны. Как правило в обычных учебных курсах психологии (равно как и психотерапии) этим темам не находится места. Во внутреннем языке нашей мастерской я называю это «узлами ткани жизни».

Хотя на практикуме (в отличие от теоретических лекций) я стараюсь говорить простым, почти человеческим языком. Но это не значит, что я говорю простые или тривиальные вещи. Напротив, идеи, которые я вам здесь предлагаю, полемичны относительно многих психологических и психотерапевтических школ.

В частности, если мы на собственном опыте прочувствуем несколько разных «детерминант» нашего поведения, если нам удастся пережить ощущения этих сил, этой динамики, — мы уже не поверим разным упрощенным концепциям (фрейдистской ли, или теоретико-деятельностной), которые будут нас уверять, что есть только один тип таких сил.

1.

Мы начинаем с привычки, — вроде бы действительно самой явной детерминанты. В некотором смысле можно сказать, что мы значительную часть жизни живем «по привычке». Это те автоматизмы, которые составляют ближайший к поверхности слой нашей жизненной ткани.

Важно также, что эта тема заставляет нас расширить формы и объем нашей работы. Кроме навыков общения, которыми мы продолжим заниматься, мы по самой сути дела должны будем теперь перейти к системе домашних заданий, к самостоятельной работе, результаты которой мы можем, по мере необходимости, обсудить на группе.

В этом материале речь пойдет только об исследовании привычек; возможности Работы с привычками — предмет другой, психотехнической группы.

Чтобы прочувствовать динамику привычки, давайте поищем ситуации, когда нечто привычное резко нарушается.

Я думаю, что каждый может вспомнить, как в квартире переставили мебель, и в первые дни привычка заставляет нас двигаться по-старому — совершенно неадекватно новой расстановке. Я, например, хорошо помню, как из детской комнаты убрали шкаф. В семействе было принято вещи, которые на данный момент кажутся «ненужными», класть на шкаф (он был широкий и не очень высокий). Когда его убрали, я поймал себя на том, что еще некоторое время рука сама поднималась, чтобы на это место что-то положить, — а шкафа-то там и не было.

Вспомните два-три таких переживания, когда нарушается, разрушается наработанная привычка. Запишите коротко это для себя, для наработки материала. Очень важно, чтобы вы не «проезжали» на моих примерах, а каждый раз искали свои, потому что это даст вам внутренний опыт динамики, ясное собственное чувствование, что есть внутренние силы, которые нами движут. Мы вроде бы взрослые, самостоятельные люди, сами собой распоряжаемся. Но нет, некие силы временами движут нами, как марионетками. И нужно специальное усилие, чтобы сделать не так, как всегда. И мы не всегда (на самом деле — очень редко) это усилие делаем.

Известна замечательная формула, высказанная человеком, обладающим — как бы к нему ни относиться — большим здравым смыслом: «Хотели как лучше, а вышло как всегда». Она говорит именно о том, насколько велики силы, которые нами движут привычным образом.

Можно указать по меньшей мере три способа обнаружить силу привычки. Об одном я уже сказал: это ситуация, когда меняются обстоятельства, и определенная частная привычка становится неуместной или невыполнимой.

Второй случай скао тамесебнаите кнний дый р