Человек, который учится хорошо жить, не может позволить себе заниматься тем, чем он может позволить себе не заниматься.

Колонка психотерапевта

«Взрослая» жизнь основана на простых паттернах социального взаимодействия. Эти паттерны отчасти практичны, отчасти ритуальны. Нельзя пренебрегать ни тем, ни другим.

Недовзрослые индивиды склонны пренебрегать ритуальной частью этих схем, «обосновывая» (то есть рационализируя) это не-практичностью ритуалов.

Пример: Однажды, — молодой я еще был, — пришел я в ЖЭК (тогда еще были жэки, а не дэзы) за справкой, не взяв собой паспорта. Мне вполне резонно отказали, а я начал буянить: мол-де понятно же, что я не буду просить справку, если я — не я, вы же люди, а не автоматы, и пр. На меня, естественно, посмотрели как на сумасшедшего (а был я всего-навсего невротиком). Другое дело, что есть и такие схемы, по которым для получения справки не нужно никакого паспорта и по которым человеку дадут любую справку, независимо от ее соответствия или несоответствия реальному положению жилищных дел. Для этого надо быть «своим», и это требует своей цены (что нужно, чтобы быть «своим» для жэковских тетенек или дли паспортного мента?) и дает свои выгоды.

Другой часто встречающийся подростковый бунт: «Не хочу делать уроки, это никому не нужно». Я учился в очень хорошей школе, и мне вовремя четко объяснили, что над учителем есть завуч, над завучем — директор, над директором — РОНО, над РОНО — Мосгороно. Поэтому в одних ситуациях не делать уроки можно (и наша «интеллигентская» компания почти никогда и не делала, потому что большинству учителей мы были «своими» и занимались действительно делом по кружкам и олимпиадам), а в других нужно выполнять то, что требуется. И нормальные люди это понимают и умеют различать те и другие ситуации.

Так вот, ритуальной частью нельзя пренебрегать, ибо на ней основано плавное течение жизни спящих людей.

Практической частью тоже нельзя пренебрегать, потому что самолеты должны летать, в магазинах должны быть продукты и т.п., и все это имеет место быть.

Здесь невротизм и инфантилизм проявляют себя, например, как перфекционизм или боязнь «не справиться». Еще раз: схемы социального взаимодействия крайне просты и не требуют никаких «пядей во лбу». Они рассчитаны на среднего дебила, поэтому почти вся работа выполняется «местом», а не человеком. Человеку нужно только дать «месту» немного энергии и не лезть палкой в колеса. Министром может быть дурак и невротик, а продвинутый интеллигент, которому «больше всех надо», может «загреметь» в дворники.
В школе как раз учат этим простым схемам, и это — основная задача так называемого «массового» образования. А если вам нужно реальное образование/обучение — это совсем другое дело, это протекает «между» ячейками социальной сети.

Схемы взрослого взаимодействия просты и пусты. В них нет и не подразумевается никакой «жизни». Если вы хотите ответственной взрослой жизни в социальном мире, вы можете заняться работой с этими схемами — социотехникой. (Это, разумеется, тоже требует вписывания в соответствующие схемы!) Но это — другой разговор.

Если вы не заточены под социотехнику, а просто хотите полноценной творческой жизни — соблюдайте схемы социального взаимодействия. Это очень крупноячеистая сеть, вписаться в нее нетрудно, и это окупается сторицей. А в остальном — живите, как считаете нужным и как умеете. Это тоже, конечно, относится к проблемам Взрослости, но это — другая тема.

Кому-то такая картинка может показаться циничной. Вопрос: какой дополнительный «накрут» сделал бы эту картинку действительно циничной, а не просто практичной?