У нас собираются люди, которым образование определенного рода и уровня нужно не для предъявления в социуме, а для самих себя.

М.П.Папуш

Теория и методы - человек и общество

Людям нашего круга свойственно стремиться «вверх». Вопрос только в том, как понимать, что это значит, где находится этот «верх».

Когда-то, во времена «золотого века», «верх» и «низ» определялся по очевидной для всех совокупности многих параметров: предполагалось, что брахман, или обладающий властью и авторитетом в обществе, и более духовен, и более учен, и более умен, и более силен, и более добр, и более заботлив, и более дальновиден, чем представители более «низких» каст. То же предполагалось относительно «лучших людей» — аристократов — в классическую эпоху Афинской демократии.

Сейчас все эти параметры или «шкалы» находятся в состоянии максимальной дивергенции, то есть перестали быть связанными друг с другом: богатые не добры, люди при власти не умны и не образованы, сильные не заботливы, и т.д. Разделены лестницы (шкалы) власти, богатства, знания, духовности, — которые когда-то были едины.

В связи с дивергенцией шкал определять «верх» по социальным шкалам невозможно: душа не принимает целей, выдвигаемых по любой из этих отдельных шкал, они бессмысленны. Можно стать замминистра, или миллиардером, или академиком, и пр., но для самого человека в этом нет никакого смысла.

Предполагается (идея Беннета), что большие организации — динозавры — имеют тенденцию к вымиранию (хотя процесс этот может длиться долго, в масштабе десятилетий или даже столетий), а живыми оказываются маленькие млекопитающие, бегающие незамеченными под их ногами — малые группы. И это сейчас та форма, в которой собираются жить люди нашего круга.

Следующая крайне важная идея в этом кругу — это новое соотношение мужского и женского, а также мужчин и женщин. Умирающая культура расставляет мужчин и женщин определенным образом — скелет социума составляют мужские иерархии, женщины находят (или не находят) свое место по отношению к ним. В новых условиях это, очевидно, неадекватно. Формы новой социальности должны изначально ориентироваться на более правильное отношение мужчин и женщин, мужского и женского.

Когда стоит проблема нового самоопределения, в частности — определения «верха» и «низа» — это может иметь смысл только по отношению к такой, совершенно необычной картине мира.