…Что касается сознательного и намеренного страдания как метода Работы, — понимайте эту идею проще: делать то, что должно быть сделано, именно вами и именно сейчас. Сознательное страдание — это непрерывная борьба с собственной ленью…

Из разговора со знающим человеком.

Психотехника

Итак, мы освоили расслабление конечностей. Я бы рекомендовал всегда начинать с тяжести (лично я всегда начинаю с тяжести рук и лишь потом подключаю ноги, но это, наверное, не обязательно). Расслабляющиеся конечности позже могут порадовать нас самыми различными ощущениями: тяжесть может перейти в легкость, может даже совсем пропасть ощущение конечностей, их как бы «нет» (позже может вообще пропасть ощущение тела, как отмечают многие методисты). Так что я рекомендовал бы ввести здесь термин «расслабление» — «мои руки и ноги расслаблены и расслабляются все больше» — помня, конечно, что «расслабление» это не ощущение, это абстракция, которая может проявляться в наборе вышеупомянутых (и других) ощущений.

На втором этапе добавляется некоторое количество разных ощущений: чувствование пульса (чаще всего в расслабленных руках, но возможно и в других частях тела), спокойное дыхание, тепло в солнечном сплетении, прохлада лба. Все это можно найти в любой хорошей книжке про АТ. Но главное, что составляет суть этого этапа (и ради чего осваивался первый) — это чувство глубокого душевного покоя и телесного комфорта. Соответствующие тексты вводятся в репертуар «говорилки»:

Я чувствую биение пульса в разных частях тела// Пульс ровный и спокойный// Сердце бьется ровно и спокойно//

Дыхание ровное и спокойное// Тело спокойно дышит, а я слежу за дыханием// Дыхание ровное и спокойное//

Мне удобно и спокойно// я могу позволить себе отпустить себя в состояние полного покоя// Мне удобно (комфортно) (хорошо) и спокойно.

(… — могут быть, а могут не быть введены тексты про солнечное сплетение, лоб и пр.)

Последовательность этих ритуальных текстов каждый может выбрать для себя сам, это зависит от того, какие ощущения (и какие тексты) определеннее и с большей вероятностью ведут к искомому состоянию.

Еще и еще раз: ни в коем случае нет задачи чего-то «достичь», в особенности — вожделенного «состояния покоя». Тексты произносятся про себя, тело на них как-то — так или иначе — отзывается, наблюдатель это констатирует. И все! — Состояние покоя рано или поздно само обязательно наступит: так рассчитана программа, для этого ничего не нужно «делать», кроме как упорно продолжать тренировки. Более того, попытка что-то «делать» блокирует состояние задуманное покоя, которое как раз является доступным среднему европейцу примером того самого таинственного «неделания» или «недеяния», мифы о котором разносятся кастанаедами по городам и весям.

Однако именно здесь взыскующий покоя практик может столкнуться (а может и не столкнуться) с явно выраженным сопротивлением. Возникающее состояние для среднего европейца крайне непривычно и потому пугает. Люди привыкли что-то делать и все это контролировать, а возникающее состояние как раз ощущается как потеря контроля, и именно этим оно и должно быть. В первой статье мы уже об этом говорили: конечности «сами» расслабляются, и это можно (и нужно) пережить как маленькое чудо. Теперь чудеса разворачиваются в большем масштабе, тело и психика могут реагировать испугом, нежеланием согласиться с возникающим состоянием. К тому же на этом этапе могут уже возникать и феномены третьего этапа — проявляющиеся содержания из бессознательного (о чем мы поговорим в третьей части), что будет вносить свою лепту в сопротивление возникающему состоянию.

Человеку, который проникся идеологией АТ, нетрудно понять, что с возникающим сопротивлением никоим образом не следует бороться, его нужно просто пережить, с тем же пассивным  принятием, что и все прочее, что происходит во время тренировочной сессии.

Кроме того, на этом этапе может уже прийти время «первого интервала» (по Гурджиеву), о чем мы поговорим в специальном тексте.