Человек, который учится хорошо жить, не может позволить себе заниматься тем, чем он может позволить себе не заниматься.

Колонка психотерапевта

Тут мне задали вопрос, зачем серьезному психологу-психотерапевту какие-то Арканы Таро, на которых, вроде как, ряженые цыганки гадают? Отвечаю: для нас Таро — это система символов для медитации, создающая возможность простроить адекватное нынешнему времени мировоззрение, которого многим так не хватает.

Люди не живут без мировоззрения. Претензии (некоторых) психотерапевтов на то, что они не вмешиваются в мировоззрение клиентов, — не более чем попытка спрятать голову под крыло. Никакая психотехника невозможна без работы с картиной мира, которая неразрывно системно связана с образом себя и с возможностями действовать.

Что мы имеем в современном мире в качестве мировоззрения? Еще совсем недавно была жива иллюзия, что мы живем в христианском мире. (Богоборчество большевиков в этой иллюзии ничего не меняло, поскольку их идеология была сплошь построена на дурно переваренном христианстве). Однако же ныне эту иллюзию поддерживать стало совсем уж трудно. Не только необразованной массе, но и большинству относительно образованных людей вокруг нас христианская идеология не только чужда, но, попросту, неизвестна.

Полагают также, что мы являемся носителями (пусть даже ущербными) так называемого «научного мировоззрения». Однако же одна из основных черт этой самой ущербности состоит в том, что мало кому, кроме профессиональных ученных, известно, что никакого «научного мировоззрения» не существует, что программа творцов науки давно прошла свой апогей, давно клонилась к закату, а ныне наука как мировоззрения распалась на тьму копателей мелких «тайнышек природы», выпрашивающих гранты у технологических магнатов. Согласовывать достижения этих копателей никто уже и не пытается, так что о мировоззрении речь не идет.

Между тем, засилье полуобразованности, выдающей себя за научное мировоззрение, являет собой не что иное, как реванш мировоззрения, когда-то пытавшегося конкурировать с христианством, но проигравшим, а теперь в новом обличье повсеместно распространяющимся — герметизма. Однако так же, как формальное христианство как религия оказалось мрачной пародией на исходное учение (Иисуса ли из Назарета, или ессейского Учителя Праведности), так и современная «образованщина» не очень похожа на собственно герметизм. И уж коль мы воспитаны и живем в псевдо-герметическом мире, имеет смысл попробовать освоить это мировоззрение  в более подобающем, рафинированном виде.

Впрочем, искать герметизм в традиционных текстах, будь то «Корпус герметикум» или, для попсы, «Изумрудная скрижаль», или в текстах эпохи Возрождения (когда, на волне восхищения герметическим корпусом, «герметизм» как таковой и сложился) — достаточно бесполезно. Тексты темны (пожалуй, даже более темны, чем первоначальные тексты христианства), многосоставны (так же как тексты христианства) и посвящены лишь частным проблемам, никак не составляя целостного «учения».

Однако есть «корпус», более или менее полно и многосторонне выражающий герметическое мировоззрение, — впрочем, не вербальный. Именно этим и являются карты Таро.

Для начинающих это может быть набором ярких символов, пробуждающих (в правильной медитации) в сознании (и бессознательном) ряд весьма своеобразных мифологических сюжетов. Позже за отдельными символами начинает угадываться система, еще позже она проявляет глубину и объем. Одним словом, она дает возможность на уровне мифологического сознания (а только таким и может быть подлинное мировоззрение) выстраивать картину мира, постижимую и постигаемую в меру развитости «хозяина», а также соотносить эту картину с Новой и Новейшей историей европейской культуры (вопрос о многоразличных возможностях соотнесения этой картины с христианской требует специального и обоснованного — как минимум в истории гностицизма — обсуждения).