Есть два типа запросов на психотерапию: «чтобы мне стало лучше», или «чтобы я стал(а) лучше». В идеальном пространстве (где пересекутся, наконец, параллельные прямые), эти направления должны совпасть.

В «реале» они нередко трагически расходятся.

Психотерапевту приходится иметь дело и с тем, и с другим типом запросов. Не дай Бог перепутать...

Теория и методы

1.

То, о чем сегодня пойдет речь, в общем нам известно, но если действительно принять это всерьез и исходить из этого при построении общей психологии и психотерапевтической теории, то получится достаточно сложная и нетривиальная картина.

Эго и личность: виртуальный мир экзистенциального выбора

1.

Понятие личности мы будем выстраивать в рамках психологической парадигмы, которая представляет человеческую психику как коммуникацию.

(Другие психологические парадигмы и их соотношение рассмотрены в статье «Основания экзистенциальной психотехники»).

Личность здесь предстанет перед нами как своеобразная надстройка над (множественным) Эго и соответствующей ему Самостью (которые складываются ради человеческого управления поведением), — надстройка, появляющаяся и проявляющаяся в особой ситуации, в которой Эго не в состоянии управлять поведением, а Самость не может ответить на вопрос, «кто же я здесь такой».

1.

Среди психоаналитиков Вильгельм Райх («Характероанализ»), по-видимому, первым осознал важность понятия невротического характера, которое ввел еще Фрейд и развили Абрахам и Ференци. Но они не придавали этому понятию такой методической и методологической значимости.

Невротический характер, в смысле Райха и последующих психоаналитиков, отличается от обычных невротических симптомов двумя особенностями:

Личность истинная и ложная, подлинная и «неподлинная»  

1. Практическое введение в тему

Вопрос о подлинности или не подлинности себя и своего существования встает далеко не перед всеми. Если такой вопрос не стоит, то читать все дальнейшее бесполезно. Если же этот вопрос представляется значимым, тогда, прежде чем читать теоретические рассуждения, полезно отнестись к нему практически.

Можно поставить практическую задачу: попробовать отделять в себе «свое» от «чужого». Можно находить для этого различные методы и техники, но они будут (или не будут) работать только при условии, что задача действительно ясно поставлена и актуальна.

Предупреждение: это довольно сложный текст, со значительной философской подоплекой, — но при этом очень важный и предварительной философской подготовки не требующий, требующий только тщательного «разгрызания» и размышления.

1.

Человеческий детеныш — еще не человек. Он правда, индивидуум, т.е. отдельное существо, но никакого сознания, тем паче самосознания, т.е. осознания себя как отдельного человеческого существа, у него нет. Он получит такое сознание (если получит) вместе со многими другими достижениями культуры, в рамках определенной системы фреймов, или, как сказал бы Кастанеда (вслед за Талкотом Парсонсом) — в рамках определенного описания мира, где ему сообщают, что есть вот такие «люди», составляющие «общество», а он — один из них. «Я» в этом смысле — это «один из людей».