Я смею полагать, что в нашей Мастерской живет Работа, а в нынешней ситуации только Работа может сделать человеческое существование осмысленным.

М.П.Папуш

Теория и методы

В этом разделе собраны тексты, которые могут дать читателю более объёмное понимание того, чем (и зачем) мы тут занимаемся —  насколько понимание вообще может быть передано письменной речью. Однако предполагается, что речь идет не об отвлеченных «теориях» и «методах», а о том, чем мы реально занимаемся, и чем предлагаем заниматься тем, кто придет в нашу Мастерскую. Так что читать эти тексты нужно «с прицелом», исходя из предположения, что эта теория – конкретно про нас с вами, а методы предназначены для применения на наших шкурах.

Иными словами, нужно не только постараться понять, что хотел сказать автор текста (что само по себе нелегко, и требует вдумчивого многократного прочтения, даже проработки), но, вдобавок к тому, читателю нужно еще понять, какое это может иметь отношение к нему лично. Впрочем, тексты, — как хорошо знали все, кто занимался  психотехникой и пневмопрактиками, — всего лишь вспомогательный материал, главное же передается только в личном общении. В конце концов, теории и методы нужны лишь для того, чтобы организовать практику

Для удобства мы сгруппировали материалы в подразделы:

(По материалам ЖЖ)

1.

Коммуникативный анализ, как известно, состоит в том, чтобы некоторое психологически неудовлетворительное состояние («проблему») представить как затруднение в коммуникации между теми или иными Внутренними (интрапсихическими) Фигурами. Часто такими Внутренними Фигурами, затруднения в коммуникации которых вызывают у человека психическое напряжение, оказываются Внутренний Ребенок и его Внутренний Родитель.

Предупреждение: это довольно сложный текст, со значительной философской подоплекой, — но при этом очень важный и предварительной философской подготовки не требующий, требующий только тщательного «разгрызания» и размышления.

1.

Человеческий детеныш — еще не человек. Он правда, индивидуум, т.е. отдельное существо, но никакого сознания, тем паче самосознания, т.е. осознания себя как отдельного человеческого существа, у него нет. Он получит такое сознание (если получит) вместе со многими другими достижениями культуры, в рамках определенной системы фреймов, или, как сказал бы Кастанеда (вслед за Талкотом Парсонсом) — в рамках определенного описания мира, где ему сообщают, что есть вот такие «люди», составляющие «общество», а он — один из них. «Я» в этом смысле — это «один из людей».

1.

Среди психоаналитиков Вильгельм Райх («Характероанализ»), по-видимому, первым осознал важность понятия невротического характера, которое ввел еще Фрейд и развили Абрахам и Ференци. Но они не придавали этому понятию такой методической и методологической значимости.

Невротический характер, в смысле Райха и последующих психоаналитиков, отличается от обычных невротических симптомов двумя особенностями:

В последнее время некоторые участники наших групп (вновь) заинтересовались книгой П.Д.Успенского «В поисках чудесного». В качестве дополнительного материала к их чтению я счел полезным собрать и представить на сайте свои записи в ЖЖ по поводу прошлогодней группы, некоторое время занимавшейся проработкой этой книги.

1.

Принято думать, что люди живут в реальности. Слово «реальность», как известно, происходит от латинского слова res, что означает «вещь» или «дело», то есть нечто материально-определенное. Люди полагают, что живут в мире столов и стульев, производства и рекреации (т.е. отдыха ради производства), и т.п.

Впрочем, психологи и социологи многих направлений утверждают, что это не совсем так. Например, с точки зрения школы Л.С.Выготского, в такого рода «реальности» мог бы жить только Маугли — человеческий детеныш, не прошедший аккультурации и социализации. Человек в полном смысле этого слова живет в специфически человеческом, социокультурном мире: мире обобщенных представлений, для которых «вещи» и «дела» являются всего лишь экземплификациями понятий. Во многом аналогична точка зрения американского социолога Т.Парсонса. Значительный вклад в реализацию и развертывание подобных представлений внесли так называемые культур-антропологические и этно-психологические школы.