Колода карт Таро часто служит для гадания, но у нее есть и другое предназначение. Есть традиция, в которой эта колода (или эти колоды, потому что существуют разные колоды карт Таро) понимается как символическое запечатление некоего знания — знания о мире и о том, как в нем следует жить, причем знания оккультного, эзотерического, то есть скрытого от непосвященных. Полагают, что под видом карточной игры и практики гадания передается некое тайное знание, которое может создать для посвящаемого в это знание необыкновенные, чудесные возможности. Знание же — это сила. Но чтобы это знание из карт Таро извлечь, нужны пояснения или интерпретации тех, кто знает.
По своему первому образованию я — искусствовед. Я закончил Гнесинский институт в далеком 1969 году (я давно живу на свете). Могу сказать, что это были хорошие годы для института — там преподавали настоящие мастера музыковедческого цеха, и я благодарен за полученную от них цеховую традицию. Музыковедение — это совершенно особый взгляд на мир, для вхождения в Арканы дающий важную перспективу.
Параллельно мне повезло приобщиться к еще двум существенным традициям. Во-первых, я попал в семинар Г. П. Щедровицкого — Московский методологический кружок (ММК), где проработал чуть больше шести лет. Это была очень существенная школа мышления и философии. Во-вторых, я попал в одну из первых, тогда еще робко формировавшихся, групп изучения наследия Г. И. Гурджиева.
Моя музыковедческая карьера прервалась с концом Советского Союза — скончался Союз композиторов, вокруг которого жил определенный круг музыковедов, и нужно было переходить в другие сферы. Я занялся переводами (английская школа дала необходимые знания), и это привело меня в психологию.
Как раз тогда, в начале 90-х годов, начался психологический бум, мне повезло попасть в Ассоциацию психологов-практиков, традиции которой я до сих продолжаю в своей жизни. Вообще я считаю себя в основном именно психологом-практиком (я называю это психотехникой), что, конечно, будет заметно в предлагаемом курсе.
Участвуя больше двадцати лет назад в одном из психологических семинаров, я получил прямую передачу через два звена медитаций на Арканы Таро от группы Шмакова. Арканы стали существенной частью моей жизни. Передачу я воспринял, но, как и во всем, в значительной степени пошел своим путем. У меня сложилась авторская интерпретация Таро, часть которой — Великие Арканы — я и предлагаю вам в этом курсе.
Мы рассматриваем колесо Арканов, круг Арканов, как состоящий из четырех гексад. Это наше специфическое изобретение, отвечаем за него целиком мы — насколько нам известно, ни в одной традиции такого нет. Но мы эту новацию совершили и ей следуем. Хотя Арканы хороши и сами по себе. И полезно иметь в виду, что в самом круге Арканов никаких гексад нет. Тем не менее, мы рассматриваем круг Арканов в виде четырех гексад:
Три верхние гексады связаны между собой в частности и среди прочего формулой: «Вера, Надежда, Любовь». То есть из первой гексады, гексады Творения, вниз ведет шестой Аркан — Любовь. Из второй гексады, гексады Героев, вверх ведет девятый Аркан, имеющий среди прочего смысл Веры, — Отшельник. И, наконец, в четвертой гексаде Звезда имеет одним из подзаголовков Надежду.
В наше время доступно множество разных колод с картами Таро. Поскольку мы имеем дело не с картами, а с самими Арканами, то мы используем изображения из разных колод для того, чтобы настроиться на Аркан. Двумя основными наборами изображений, которыми мы будем пользоваться, являются рисунки Арканов Таро, сделанные творческим дуэтом Грев Кафи (Евдокия Фидельская и Григорий Кабачный), и колода «Таро 12 лучей» Иссэт Котельниковой (художник — Максим Ким). Кроме них, мы будем иногда обращаться к Марсельскому Таро, Русскому Таро, Таро Райдера—Уайта и Таро Поля Кристиана.