Здесь нужно сказать о двух уровнях этой Работы. Можно их обозначить как психотехника и пневмотехника, т. е. Работа над собственной психикой и Работа над пневматическими, духовными составляющими своего существования. Эти две сферы необходимы друг для друга. По моему убеждению, попытки заниматься пневмотехникой, т. е. духовными движениями и задачами, без внятной психотехники, с одной стороны, не работают, с другой стороны, опасны, потому что психологические препятствия — неврозы и прочие такого рода вещи, во-первых, захватят результаты, а во-вторых, на этом захвате результатов вырастут и станут еще более опасными.
С другой стороны, психотехника сама по себе без пневмотехники, т. е. без понимания, что есть что-то выше нас, ради чего все это, — без этого психотехника вырождается в коучинг, т. е. в организацию все более совершенной психики на потребу социальной эксплуатации. Чтобы выйти за эти пределы, необходимо понимание того, что есть нечто выше нас, ради чего имеет смысл шевелиться.
У Гурджиева много психотехники, — настолько, насколько Успенский сумел это зафиксировать, и насколько это можно выудить из писаний самого Гурджиева. Но при этом я должен с огорчением признать, что ни Гурджиев, ни Успенский даже в современной им психологии были мало осведомлены. Гурджиев вообще негативно относился к европейской культуре, и нам в нашей рецепции гурджиевской вести приходится так или иначе это отрабатывать. А Успенский, получив от Гурджиева, как ему казалось, то самое, чего он хотел, по сторонам поглядывать перестал. В частности, они оба отрицательно отнеслись к психоанализу, не увидев, насколько по сути психоанализ близок к тому, о чем у них речь.
Я же для себя взял то, чего недостает, взял психотехники и, соответственно, мне пришлось проделать некоторую обширную и интенсивную работу по преобразованию психотерапевтических школ с точки зрения моего понимания гурджиевской вести.
4. Итак, задачи. Есть три стадии вхождения в Работу, которые я обозначаю, преобразуя известную традицию, как стадию оглашенных, стадию верных и стадию посвященных.
Оглашенные — те, кому огласили, что Работа существует. Хотя звучит довольно просто, но если вы посмотрите на людей не нашей с вами среды, а на людей вокруг, вы обнаружите, что оглашенных не так уж много. Огромные массы людей остаются не осведомленными о том, что Работа над собой и самосовершенствование возможны.
Оглашенные получают эту весть чаще всего, когда сталкиваются с какими-то жизненными проблемами и входят в Работу через разрешение этих проблем. Они работают, чтобы решить какие-то конкретные проблемы. Если про психотехнику — какие-то проблемы в отношениях, какие-то проблемы во внутренних конфликтах, и т. д.
Другой вход — это вход через поставленные более или менее амбициозные задачи. У меня сейчас есть несколько клиентов, которые ставят перед собой амбициозные задачи, обозначают себя как «достигаторов», и для этого им, как оглашенным, тоже нужны частные психотехники, а иногда даже и пневмотехники.
За оглашенными следуют верные, т. е. люди, которые уже поняли, что если они хотят чего-то достичь и куда-то подняться, то нужно осуществлять систематическую Работу-над-собой, организованную не только вокруг конкретных проблем, но просто осуществлять Работу. Эта стадия характеризуется тем, что люди ценят Работу-над-собой, более или менее постоянно ведут эту Работу, если им досталась возможность какой-то организации, т. е. вхождения в какие-то группы, занимающиеся Работой. Но при этом у них есть и другая какая-то жизнь. Работа-над-собой является для них одной из частных форм жизни, а есть другие. Скажем, может у них быть серьезная жизнь на работе-за-деньги или/и семейная жизнь, и Работа-над-собой является одним из дополнений к этим разным формам жизни. Думаю, что мои слушатели и большая часть участников моей Мастерской находятся как раз на этой стадии.
Но есть и следующая стадия, когда люди действительно берут каким-то образом, до какой-то степени весть Гурджиева, соображают, причем не только мифологически в своем слабеньком интеллекте, но и реально, чувственно, эмоционально, телесно, — соображают, что большую часть времени они спят и что с ними что-то не то. И поэтому смысл всей жизни, настолько, насколько она может быть осмысленна, — это и есть Работа. Что бы такие люди ни делали, в чем бы они ни участвовали — в работе за деньги, в семейной жизни, в чем-то еще, это все осознается, переживается и, главное, организуется, как формы Работы. Эту стадию я обозначаю как посвященные.
Про психотехнику я здесь рассказывать не буду. С одной стороны, те, кто являются участниками моей Мастерской, достаточно много про это знают. Кто не знает, кому интересно, можно взять мою последнюю книжку
«Психотехника внутренней свободы». Поговорим про задачи пневмотехники.
Во-первых, напомню, что пневмотехника актуальна для людей, имеющих развитый магнетический центр, т. е. чувство и представление о том, что есть что-то такое-этакое. Давайте обозначим его как чудесное и одновременно как Высшее. Душа туда стремится, душа этого хочет. И такой человек ищет возможностей и форм Работы в этом направлении.
5. Пневмотехника связана прежде всего с работой над сознанием. Описываемая и требуемая Гурджиевым форма Работы — это стремление к тому, что по-английски обозначается как «self-remembering». Русские переводы совсем неуклюжие: «самовоспоминание», несколько менее неуклюжие: «самовспоминание», еще менее неуклюжие: «вспоминание себя», т. е. необходимость в какой-то момент вспомнить себя.
Важное содержание состоит в следующем. Сейчас модно в американской попсовой психотехнике, да и к нам это доходит, представление о так называемой осознанности. Оно приходит из американского буддизма. Оно соответствует тому, что у Пёрлза в «Основах гештальттерапии» называется «аwareness». Американские популяризаторы последнего времени не вспоминают про Гурджиева. А в тех отростках, которые сейчас именуют себя гештальттерапией, тоже про это не очень помнят. Awareness — осведомленность, замечание, сознавание того, что происходит. Но для гурджиевского самопамятования (давайте воспользуемся традиционным словом «самосознание») этого недостаточно. Как подробно описывает Успенский, самопамятование, самосознание подразумевает сознавание одновременно какого-то содержания сознания, того, на что оно направлено, и сознавание самого себя, сознающего это содержание. Это значительно более сложная структура.
Эта техника в среде гурджиевских групп считается основной, центральной, наиболее важной. Мы пытаемся как можно чаще вспоминать себя. У Гурджиева есть важное дополнение, когда он ставит перед учеником задачу вспомнить себя в определенное время. Оказывается, это очень непросто. Оказывается, что почему-то именно в это время ученик забывает вспомнить себя. Гурджиев напоминает, что это требует наличия специальной тонкой энергии.
Эту энергию и ее носителей Гурджиев называет «ханбледзоин» (опять же трехчастное слово, кровь и жизнь), определяя ханбледзоин как «кровь астрального тела». Для того, чтобы вспомнить себя, недостаточно подумать, и даже вспомнить, что надо было бы вспомнить себя. Чтобы реально вспомнить себя, нужна некоторая особая энергия. А чтобы вспомнить себя в определенное заданное время, нужна еще более тонкая и специальная энергия. И Гурджиев описывает, что некий ученик этого не мог, а когда Гурджиев подкинул ему этой энергии (это похоже на то, что у Кастанеды называется «личная сила», которая таким же образом может быть заимствована учеником у учителя, может быть дана учителем ученику), ученик смог выполнить задание.
6. Что касается этих тонких энергий. У присутствующих не так много надежды от кого-то это получить. Гурджиев говорит, что вообще-то эта энергия вырабатывается самим человеком в количествах, достаточных хотя бы для того, чтобы вести обыденную жизнь. Но эта тонкая энергия в обыденной жизни растрачивается. Если мы хотим ее в себе аккумулировать, нужно, прежде всего, перекрыть затраты. И тут оказывается, что это, ближайшим образом, — психотехническая задача. Потому что все психологические провалы, проблемы и неувязки растрачивают эту энергию. Здесь, в частности, у Гурджиева идет речь о работе с отрицательными эмоциями, к чему мы еще вернемся в этих лекциях. Затем это работа с неврозами.
У Успенского в 8-й главе много разнообразных соображений по поводу психотехники, хотя они не очень систематизированы. А у меня, поскольку я не один десяток лет этим занимался, есть развернутая система психотехнической работы, в том числе сберегающей тонкие энергии.
При внимательном и специально направленном чтении у Гурджиева можно найти и техники наработки тонких энергий. Тут я ссылаюсь на откуда-то ко мне пришедшее специальное гурджиевское дыхание, где предлагается оставлять себе какой-то объем воздуха и с ним специально работать, извлекая из него тонкие энергии. Гурджиев говорит, что обычные люди извлекают из вдыхаемого воздуха гораздо меньше, чем возможно. Гурджиев это упражнение формирует вокруг напоминания себе, что «я есмь».
7. Вторая линия — это Работа с волей. Во-первых, здесь звучит тема ложной личности. Волю может иметь только подлинное «Я» настолько, насколько оно сформировано. Псевдо-волевые действия ложной личности основываются не на собственной воле человека и ее не развивают, а основываются на конформности того или иного рода по отношению к социуму. Нам же нужно искать, формировать, развивать собственное «Я», — то, что Гурджиев условно обозначает как сущность. Если говорить попросту, это постоянная готовность в том, что я делаю или намереваюсь делать, задаваться вопросами «а мне это надо? Кому во мне и зачем это надо? Каким образом это надо?», — т. е. отличать наведенные социумом деятельные задачи от собственных волевых движений.
И далее эта Работа по двум направлениям. Одно направление — это способность осуществлять выбор и ставить перед собой задачу как собственную задачу. А второе направление — наработка, упражнение способности выбранные собственные задачи выполнять. Не один раз в своей Мастерской я по этому поводу формировал различные группы, есть такой опыт. В частности, этот опыт описан в моей книжке в главке про волю.