«Доброта человека может быть свободна от сентиментальности, т.е. от наслаждения своим чувством, и от фарисейства: она есть непосредственное принятие чужого бытия в свою душу и защита его как самого себя.» 

(по Н.О.Лосскому)

Теория и методы - коммуникативный анализ


«Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мтф., 18:3) 

В последнее время значительная часть психотерапевтической Работы совершается в нашей Мастерской в рамках формулы «Во мне есть Ребенок, но я — не ребенок».

До сих пор мы концентрировались в этой работе на второй половине формулы, находя в себе другие эго-состояния, помимо детских. Пришло время уделить должное внимание первой половине и пристально рассмотреть наших Внутренних Детей.

Относительно Неблагополучных Внутренних Детей написано и сказано достаточно много (впрочем, будет еще много написано и сказано). Однако же в не меньшей степени нам важно знакомство с нашими Благополучными Внутренними Детьми.

«Во многих отношениях Ребенок — одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. … Ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости», — пишет Эрик Берн.

В определенном смысле можно сказать, что живет в нас именно Внутренний Ребенок, прочие Фигуры лишь заботятся о нем и обеспечивают его безопасность и благополучие. Впрочем, это вопрос терминологии и определения понятий: следует ли полагать, что счастливый любовник или человек, восторженно созерцающий природу, или ученый, решающий творческую задачу, — все они находятся в Эго-состоянии Ребенка. Вопрос этот достаточно сложен, и здесь мы не будем им заниматься.

Так или иначе, человек, не ценящий в себе состояний Благополучного Ребенка, не пестующий их и не создающий себе таких возможностей, — многого в жизни лишен.

Можно предположить, что практически у каждого человека есть опыт счастливых или хотя бы благополучных Детских Эго-состояний. Это могут быть реально детские переживания, которые можно вспомнить в рекапинге, полагая образцом «правильных» состояний, или это могут быть Детские Эго-состояния взрослого человека, когда он попадал в благополучное Детское состояние. «Банк» такого опыта — важное достояние психики. Давайте попробуем поделиться этим друг с другом.

В этой теме есть одна важная тонкость: от счастливых и благополучных состояний следует отличать эйфорические состояния, радость — от неестественно преувеличенного восторга, от истерики и пр. Внимание к этой стороне дела тоже необходимо для хранения опыта благополучия.