|
Есть два типа запросов на психотерапию: «чтобы мне стало лучше», или «чтобы я стал(а) лучше». В идеальном пространстве (где пересекутся, наконец, параллельные прямые), эти направления должны совпасть. В «реале» они нередко трагически расходятся. Психотерапевту приходится иметь дело и с тем, и с другим типом запросов. Не дай Бог перепутать... |
Базовый практикум
1.
Я позволю себе напомнить, что такое бейсик, потому что, как ни странно, за многочисленными практиками как раз основа — то, из-за чего бейсик назван бейсиком, — начала теряться.
Как вы помните, технически это устроено так, что в паре один рассказывает, второй — слушает и расспрашивает, и третьим у них возможен еще супервизор, который наблюдает за этой коммуникацией. Затеяно это все для того, чтобы участники заметили, почувствовали практически, что между тем, что каждый чувствует своим «Я», между «мной» и «миром» (который вообще-то обычно кажется очевидным: я в мире, вот мой мир, вот я) находится нечто малопрозрачное и искажающее видение, а именно — психика.
Многим из нас недостаточно поверхностного общения, которое и общением-то назвать трудно: тусовка, времяпрепровождение… Хочется поговорить с кем-нибудь серьезнее и глубже. Однако оказывается, что это нужно уметь. Как не может человек сесть за пианино и сыграть сонату Бетховена (если не учился), так не может он мало-мальски адекватно и глубоко выразить себя и понять другого, если не умеет этого делать.
Базовый практикум психотехнической коммуникации мы по-домашнему называем «бейсиком». Термин прижился в Мастерской, так что не хочется от него отказываться, тем более, что он будет встречаться во многих других текстах. В этой лекции я коротко очерчу основные положения, на которых этот практикум основан, и расскажу о его простейшей схеме. В других текстах можно найти важные подробности и аспекты темы, а также возможные усложнения.
1.Почему для работы над собой человеку нужны другие люди?
Как рассказать о событии? Как расспросить о событии?
(Не считайте дальнейшее обязательным требованием. Это не более чем эвристические указания, но практика показала, что они бывают полезны. Они могут вам помочь, если вы растеряетесь, если вы не будете знать, о чем дальше спросить, о чем дальше рассказать. Это очень приблизительная схема, «палочка-выручалочка» — как можно устроить этот «образ». Хотя вполне возможно, что рассказ и его содержание «устроятся» совсем иначе).
Чтобы разбираться с «детерминантами» поведения, нужно иметь в виду, что определенная ситуация может быть детерминирована одновременно и привычкой, и желанием, и обязанностью. Например, человек может ходить на работу и по привычке, и потому, что он любит там чай пить с хорошими людьми (бывает, что и работать любит, и там ему в этом не очень мешают), и по обязанности. Но при внимательном всматривании и вслушивании в себя все это можно различить. С другой стороны, хорошо находить и такие примеры, где ясно прослеживается одна (или преимущественно одна) детерминанта.
Раньше мы говорили о событии. Событие, как вы помните, происходит как во внешнем, так и во внутри-психологическом плане. Оно объединяет эти два плана: событием может быть только то, что действительно произошло (наяву ли, или во сне), но, вместе с тем, — только то, что имеет для человека какое-то значение, какой-то внутренний смысл.
Дальше мы будем заниматься тем, что находится в большей степени «внутри» психики. От границы между «внешним» и «внутренним» («контактной границы», как называет ее Ф.Перлз) мы продвинемся немного «внутрь», к тому, что я называю «детерминантами». Три основные темы, которые нам предстоит рассмотреть, — привычки, желания и обязанности.
Темы, которые я вам предлагаю на этом практикуме, не случайны. Как правило в обычных учебных курсах психологии (равно как и психотерапии) этим темам не находится места. Во внутреннем языке нашей мастерской я называю это «узлами ткани жизни».
Сфера желаний у современного человека очень уязвима и как правило подвергается большому давлению. Происходит это из-за ошибочного применения к сфере желаний требований этики: «хорошие» мальчики и девочки не только не делают многих вещей (некоторых из них действительно лучше не делать), но и не должны «этого» хотеть.
Между тем по самой своей сути этика применима лишь к поведению — поступкам, действиям, проявлениям. Следовательно, нам нужно научиться тонко различать собственно сферу желаний и область поведения, — как внешнего, так и внутреннего.
Бейсик дает возможность людям в безопасной ситуации предъявить себя. Понятно, однако, что при этом не нужно ни навязывать себя, ни раскрываться больше, чем это уместно в данной ситуации и с данными собеседниками.
Можно сказать об этом так. Внутри каждого из нас есть некое «Я» (Self), — но именно внутри. «Снаружи» человек предъявляет себя другим иначе. Юнг называет это «персоной», я назвал бы «социальным телом».
Вслед за событием мы рассматриваем на бейсике три, как я их называю, «детерминанты» — привычки, обязанности, желания, — которыми более или менее определяется наша жизнь. Впрочем, это — некоторое упрощение, и сегодня я попробую сказать об этом точнее и сложнее.
Я уже упоминал, что Синяя птица желания — это не то, что Дрозд мотиваций. Теоретически это значит, что есть не просто разные сферы жизни, области жизни, жанры, как мы с вами рассматривали, а есть просто-таки разные пространства жизни. Более или менее понятно, что люди одним образом живут в дневных пространствах, в так называемой общепринятой реальности, и иначе живут во сне. Среди людей более или менее здравомыслящих принято думать, что обыденная реальность — «настоящая», а жизнь в снах — «ненастоящая». Психологи (и гадалки) могут исследовать и интерпретировать сны ради того, что можно из них извлечь для обыденной жизни. Хотя есть люди, которые свою жизнь в снах считают более «настоящей», нежели «дневную» жизнь.