Дорога к свободе лежит через смех, и пока человек не научится этому, он будет оставаться порабощенным.

Э.Берн

Образование

Образование в Мастерской определенным образом противопоставлено так называемому «высшему образованию».

Обычный ВУЗ устроен как технологическая линия. На вход подают болванку (или болвана), и по мере продвижения ее/его по учебному конвейеру ее/его оболванивают дальше специфически заданным образом: такие-то лекции, такие-то семинары, такие-то экзамены. Предполагается, что на выходе с этого конвейера человек «обучен», даже «образован».

Такое обучение неизбежно рассчитано на средний уровень — не на «звезд» и не на отстающих. «Звезды» и отстающие оказываются плохо и негармонично вовлеченными в процесс. А поскольку всякий нормальный студент непременно более или менее «звезда», а также, в какие-то моменты и в каких-то отношениях, более или менее отстающий, а «средние обучаемые» — это фикция, — постольку добро-совестным девочкам и мальчикам остается только один выход: постараться, изображая собой хорошую девочку или хорошего мальчика, пристроится к этому среднему.

Книги нужно не «прочитывать», а — сначала — знакомиться с ними, как мы знакомимся с людьми, оценивая их интерес для себя, созвучность себе, глубину, красоту и пр. Потом, если это хороший (и подходящий для вас) текст, у него можно учиться, извлекая то, что нужно и полезно для своего роста и развития. Затем текст можно осваивать, вдумываясь в его логику, восстанавливая исходные позиции и направление движения автора. С освоенным текстом (точнее, с его виртуальным автором) можно разговаривать, как разговаривал Кант с Платоном и Аристотелем.

Потом можно попробовать для себя переписать — не «этот текст», конечно, это будет уже другой текст, — переписать мысли автора, которые вами уже настолько освоены, что стали своими, — переписать их в своем стиле, в своем «ключе», в своих контекстах. Собственно, так все и делают, ссылаясь на почтенных авторов и друг на друга, только не все перед этим осуществляют предыдущие этапы…