Все хотят хорошо жить. Многие путают это с желанием, чтобы хорошо жилось. Почувствуйте разницу.

Теория и методы - разговоры о «высоком»

Предварительные замечания

(Этот текст частично переделан из моей «Астрологической диссертации», частично — написан заново. По ходу дела — т.е. медитативной работы — многое должно быть дополнено, может быть кое что и вообще переделано и переосмыслено.)

1. 

Двенадцатиричность, лежащая в основе описания знаков Зодиака, соответствует в различных схемах «нисхождению» или «эманации» Индивидуальности.

Можно также говорить здесь об индивидуальной, единичной Душе. Таковая может воплощаться и как возможность, доступная (в принципе) единичному человеку, и как Душа иного рода целостностей, в том числе — космических.

Этот уровень в принципе, как уже сказано, доступен сознанию подготовленного человека. Более того, он является основой, базой его сознания и самосознания, а также возможного для него сверхсознания. Поэтому опыт медитативного постижения этого уровня в определенной системе категорий может стать существенным пневмотехническим опытом.

Числа 7 и 12, являющиеся двумя различными сочетаниями (суммой и произведением) чисел 3 и 4, символизируют третий слой в развертывании эманации Единого.

По схематике, выстраиваемой нами в соответствии со схемами «Драматической Вселенной» Дж.Г.Беннетта, это уровень Существования в отличие от Бытия.

Бытие соответствует числу 4, и получается из соединения Триады «чистых» волевых импульсов с Четвертым — Предвечным Логосом. На уровне Бытия, в качестве его динамики, развертывается Шестирица Фундаментальных Законов Бытия (у Беннетта они описаны в разделе «Драматической Вселенной», посвященном Воле). Семерка выполняет относительно Шестирицы роль, аналогичную Логосу (Четверке) для Триады. Монады, соучаствующие в Любви Шестирицы, на уровне Семерки отделяются и образуют самостоятельно существующие миры. Двенадцатиричность — динамический Закон Существования.

Двенадцатиричная система категорий, которую мы будем рассматривать в качестве ноуменального прообраза традиционного астрологического Зодиака, отличается от других известных в традиции и современном системном мышлении 12-ричных систем.

У Беннетта, например, есть две 12-тиричных системы. Одна — классификационная, она лежит в основе структуры всей «Драматической Вселенной». Это последовательность различных уровней Бытия; нам же нужна система категорий, описывающая Законы определенного конкретного уровня — уровня Существования. Вторая 12-тиричная система у Беннетта представлена в разделе о триадах и Воле, и вообще не касается не только Существования, но даже и Бытия, учитывая их лишь косвенно.

В Каббале — одной из традиционных нумерологических систем — основой является десятиричность, число 12 не является в ней самостоятельным, фундаментальным категориальным принципом.

В Третьем и Двенадцатом Арканах Таро Зодиак является одним из важных атрибутов, но специальной разработки двенадцатиричной системы категорий я в тарологической литературе не встречал.

Имеющиеся в самой астрологии 12-ричные системы слишком конкретны и несут в себе несогласованные следы разных эмпирических интерпретаций. К сожалению, этот упрек можно обратить даже Д.Радьяру.

Таким образом, в доступной автору литературе никем еще не была проделана работа по созданию единой 12-местной категориальной системы.

Каковы требования к 12-местной категориальной системе, исходящие, в частности, из задачи освоения уровня Индивидуальности?

Во-первых, такая система должна как разворачиваться генетически, так и сворачиваться в синхронию, причем не иерархического, а синархического типа — то есть систему рядоположенных категорий. Это требование соответствует самой сути 12-тиричной системы, как системы, описывающей динамику экзистенции.

Для сопоставления можно отметить, что шестиричные системы естественно-синхроничны (точнее, конечно, а-хроничны, потому что принципиально вне-генетичны); у Беннетта, напр., помимо шестиричной системы Воли есть еще специальная шестиричиная система Законов Синхронии. Семиричные системы — это или системы «генезиса», или основанное на различных принципах синхроническое сворачивание генезиса в иерархические системы. Двенадцатиричная система, описывающая динамические законы экзистенции, должна совмещать возможности как генетической диахронии, так и синхронической синархии.

Во-вторых, такая система должна развертываться из специфического соединения Троицы и Четверицы. Четверка — крест — лежит в основе развертывания; Зодиакальный круг может быть представлен как три креста.

В соответствии с этим, изложение предлагаемой нами системы будет использовать так называемый псевдо-генетический метод, т.е. каждая следующая категория будет вводиться благодаря необходимости заполнить некий «разрыв», созданный появлением предыдущих. В некоторых местах (в принципе это нужно было бы сделать для всех категорий) я буду специально обсуждать, как происходит сворачивание генетического разворачивания в синархическую рядоположенность.

2.

Первый, исходный крест, крест кардинальных знаков, — а вместе с ним и весь круг, — начинается с первичного Импульса (1 категория, знак Овна), инициирующего единичное Существование, — импульса «Да будет!».

Это — начало ответа на хайдеггеровский вопрос: «Почему, собственно, есть нечто, а не, наоборот, ничто?».

Можно представить себе эту категорию находящейся на рисунке в крайней левой точке круга, там, где принято видеть знак Овна.

Но Импульс к единичному существованию, существованию какого-то конкретного «нечто», нарушает равновесие Всего Бытия. Существование возможно, только если относительно «импульса к существованию» будет решаться задача уравновешивания Всего Бытия, восстановления равновесия, нарушенного Импульсом. Нечто может существовать, только если ему находится «место», хайдеггеровское «Da», если Всё Бытие получает возможность принять в себя данное Существование.

Инстанция, которая этим занимается, которая, так сказать, «отвечает» за это, — Уравновешивание (7 категория). Ей соответствует знак Весов, располагающий напротив Овна, в крайней правой точке круга.

Нечто конкретное, существующее во Вселенной, предполагает отличие этого Существующего от всего остального, отличие «этого» от «того», «здесь» от «там», то есть Внешнего (10 категория, Козерог) от Внутреннего (4 категория, Рак). В соответствии с астрологической традицией уместно расположить на рисунке Внутренее в качестве самой нижней точки, Надира нашего круга, а Внешнее — в качестве верхней, Зенита.

Категориально Внутреннее можно трактовать как Состояние, Внешнее — как Деятельность, не в процессуальном смысле, но как «энергию» неоплатоников — деятельность в ее изначальном, ноуменальном импульсе.

Осуществим процедуру син-архизации (рядо-положения) категорий. Если «горизонт Существования» разделяет наш круг на Внешнюю и Внутреннюю части, то «вертикальная ось Существования» разделяет круг на Активную и Реактивную части.

При этом как Внешнее, как и Внутреннее, оказываются моментами наиболее полной нейтрализации (или согласования) Активного и Реактивного. В свою очередь Импульс и Уравновешивание должны быть точками наиболее полного соединения (тоже своего рода «согласования») Внешнего и Внутреннего.

3.

Второй крест — крест так называемых неподвижных знаков.

Точки этого креста получаются по следующей формуле: берется (1) ближайшая к искомой категория активного креста, (2) категориально интерпретируется как его оппозиция, (3) расположенная в соответствующей половине круга.

Начнем с 8-ой категории (знак Скорпиона). Ее формула: Уравновешивание, понятое как Импульс, во Внешнем. Чем это может быть?

Уравновешивание — это постоянная забота о восстановлении нарушенного равновесия, то есть в отношении времени это — Процесс. Идея 8-ой категории состоит в «выхватывании» из этого процесса «импульсного момента»: наличного в этот момент неравновесия и необходимости его, — в каждый данный момент именно его! — компенсировать (посредством чего-то Внешнего) ради восстановления равновесия.

Назовем 8-ю категорию, — воспользовавшись фрейдовским термином, но сильно расширив его смысл, — Влечением.

Противоположная, 2-ая категория (знак Тельца) — это Импульс, понятый как Уравновешивание во Внутреннем. Это — Воплощение.

Что можно назвать Воплощением? Импульс Существования, понятый как Уравновешивание, становится единичным, то есть оказывается Импульсом единичного существования. Но для своего Внутреннего (здесь мы используем третью детерминанту формулы) он является (как Импульс сам по себе) «единственным» или Едино-родным; это создает интенцию на переход к другому, более «низкому» плану существования, воплощение формы данного уровня в формах более низкого порядка Существования.

О двух категориях, 8-ой и 2-ой, можно сказать, что это — крайности, доведение категориальных противопоставлений «круга двенадцати» до предела. Если Влечение — это предельный динамический принцип, то Воплощение — предельный статический, Влечение — принципиально горизонтальный принцип, Воплощение — вертикальный (на оси эманации).

Очень конкретным (то есть лишенным категориальной абстрактности) примером Влечения на психологическом плане можно считать так называемые «страсти». Из нашего анализа можно видеть, что психологически «страсть» — это чисто «реактивное» явление, абсолютизация момента неравновесия и неутолимое влечение его компенсировать. Американский психолог А.Мазлоу называл такие проявление «дефицитарными» (напр., он говорил о «дефицитарной» любви, как влечении к тому, чего «не хватает» человеку, в отличие от «бытийной» Любви, не имеющей такого рода интересов).

Категорию Воплощения психологически (т.е. также отступая от категориального уровня абстрактности) можно понимать как упорство (доходящее подчас до упрямства) в реализации некоей идеи.

Формула 5-ой категории (знак Льва) — Внутреннее, понятое как Внешнее на стороне Уравновешивания (или Реактивности). Это — Явление себя.

Нечто, будучи Внутренним, проявляет себя (то есть выступает в качестве Внешнего), не меняя ни законов данного Существования, ни законов объемлющего Бытия, то есть оставаясь собой и не нарушая другого.

Психологически это можно понимать как стремление Льва заявить о себе как особом и специальном «существе», не нуждающемся в какого-то рода «содержаниях» для того, чтобы быть замеченным, — стремление, чрезвычайно странное для противоположного Льву Водолея, мироощущение которого хорошо выразил Г.Г. Нейгауз: «Чтобы говорить и иметь право быть выслушанным, надо иметь что сказать». Льву хочется проявить себя, вопрос о том, есть ли ему что проявлять, не стоит ни для него, ни для его адресатов.

Противоположная, 11-ая категория: Внешнее, понятое как Внутреннее на стороне Активности. В своем высшем проявлении это — Созерцание, которое в эпоху эллинизма называлось Феорией (Теорией). Соответственно, в более «приземленном» проявлении это свойственное Водолею стремление к описанию мира, построению иерархических картин и схем, к нахождению всему места в этом всеобщем описании.

Здесь необходимо непростое философское разъяснение. «Созерцание» Водолея — сугубо творческий акт. «Теория отражения» в своем предположении, что созерцается то, что «есть», крайне наивна. А онтологизация этого наивного предположения, т.е. попытка настаивать на «существовании» созерцаемого, переводит наивность в ошибку. К такого рода недомыслию относятся, например, наивные дискуссии на тему «есть ли Бог»: «Бог» «есть» феоретическое Созерцание, Он не может «существовать» таким же образом, каким существуют столы и стулья или же кандидаты философских наук.

Пониманию категории Созерцания может помочь представление поздних неоплатоников (Прокла) о динамической триаде: пребывание — исхождение — возвращение. Созерцание — это такое возвращение, в котором отчетливо просматривается разница между пребыванием и исхождением. Это, грубо говоря, картина мира (и Бога в том числе), которая создается существом мира себе, как существу мира, на потребу.

На психологически-конкретном уровне «гуманитарность» Водолея проявляется, в частности, в том, что он всегда стремится учитывать системное окружение, активно реагируя (sic!) на свойственные ему рассогласования.

4.

Категории третьего креста можно получить как «согласующие» в триаде соседних (по положению в Зодиакальном круге) категорий: например, 3-ю — как согласующую для 1-ой и 2-ой и т.д. Поскольку категории второго креста сами «снимают» в себе сложные отношения первого, то таким образом мы получаем достаточно насыщенные связи.

3-я категория (соответствующая знаку Близнецов), как было сказано, является согласующей для активной 1-ой и воспринимающей 2-ой. Активный Импульс воспринимается пассивным Воплощением. Что может быть согласующим? Можно назвать это Сознанием.

Что такое сознание? — Это наделенность некоторой единицы Воплощения отсветом исходного для всей системы конституирующего Импульса, это Близнецовое обнаружение в себе тождества со всем и всяким иным во всем, кроме одного: «я — это я».

6-я категория: Внутреннее или Состояние, как активная сила Триады, когда она соединяется с Явлением себя как воспринимающей силой, дает Постоянство Проявления или Практику, что соответствует знаку Девы.

И так далее.

5.

Если предложенная система категорий действительно является системой, то есть если она обладает собственной жизнью, то категории в ней определенным образом соотносятся друг с другом и определяются друг через друга.

До сих пор, как можно было заметить, я брал, — и то лишь в той мере, в какой это было нужно для первичного конституирования категорий, — отношения типа оппозиций, соседствования и «секстилов».

Первое соображение, которое напрашивается при систематическом обсуждении этой темы, — это что в двенадцатиричной круговой системе может быть три типа противопоставлений: противопоставление типа оппозиции, типа квадрата (который можно рассматривать как «оппозицию оппозиций», так сказать «оппозицию в квадрате»), и типа «соседствования».

В некотором смысле последнее — наиболее «жесткое», наиболее сильное противопоставление. Как я уже отмечал, например, точки второго креста представляют собой крайние проявления принципов, соседствующие с противоположными им по смыслу точками первого креста: с Импульсом соседствует Воплощение, с Уравновешиванием — Влечение, с Внутренним — Явление себя (то есть максимальное «овнешнение»), с Внешним — Созерцание (максимальное «овнутрение»).

При дальнейшей проработке системы следует просмотреть таким образом все соседние категории. Из этого можно извлечь как дополнительные «обертоны» смыслов самих категорий, так и дополнительные «производные» этих категорий, дополнительные «оси», каждая из которых имеет свой особый смысл.

Следовало бы также рассмотреть отношение квадратов и соответствующее каждому кресту деление на квадранты (мы рассмотрели в этом отношении только первый крест).

Как уже отмечалось, важным моментом, не рассмотренным в этом тексте, является принадлежность Знаков Зодиака к определенным стихиям, т.е. отношения типа «тригонов».

Изложенная ментальная конструкция может служить лишь подпоркой, «лесами», а слова — смутными указателями, помогающими индивидуальному сознанию привести себя в соответствие с этой «вибрацией», реализуя таким образом свою природу как хайдеггеровского Dasein.

Только в практике конкретного сознания, — и нигде больше, — такого рода система может реально осуществить себя. Это осуществление будет тем полнее, чем в большей степени практикующее сознание способно удерживать обертоны соотношения категорий.

Сознание, практикующее такого рода размышление, становится двенадцатирично-артикулированным. Такое сознание может обладать рядом возможностей, которые недоступны и даже непредставимы для обыденного сознания.