Есть два типа запросов на психотерапию: «чтобы мне стало лучше», или «чтобы я стал(а) лучше». В идеальном пространстве (где пересекутся, наконец, параллельные прямые), эти направления должны совпасть.

В «реале» они нередко трагически расходятся.

Психотерапевту приходится иметь дело и с тем, и с другим типом запросов. Не дай Бог перепутать...

Психотехника

Все хотят хорошо жить. Многие путают это с желанием, чтобы хорошо жилось. Почувствуйте разницу.

Часто говорят о «качестве жизни». Купите новую машину (холодильник, телевизор, … — ненужное подчеркнуть) — и вы будете «жить лучше». «Изменим жизнь к лучшему, не рвите на себе волосы, покупайте депиляторы фирмы «Филипс». Забывают, что для того, чтобы вкусно есть, нужно хорошее пищеварение. Соответственно, для того, чтобы жить лучше, нужно быть тем, кто может жить лучше. Иначе холодильник (телевизор, машина, депилятор) не поможет. Столь нужному внешнему обустройству необходимо еще нечто в самом человеке, чтобы имело смысл говорить о новом качестве жизни.

1.

Многие эзотерические, не совсем эзотерические и даже просто психологические школы отмечают, что обычный человек ходит по обычной жизни в состоянии, несколько напоминающем состояние гипноза, — состоянии своеобразного «обыденного транса». Неосознанный образ жизни и есть этот транс. Это то, что нам снится. Нам снится, что мы вот так живем, — так, как мы живем.

1.

Образ жизни — одна из трех составляющих треугольника воплощенного существования. Два других угла — это образ себя и картина мира. Воплощенное существо, или сон своего сновидящего, может быть описан с помощью этого треугольника взаимосвязанных элементов: кто живет эту жизнь, как живет и каков мир — как он представлен для того, кто живет таким образом. Понятно, что это вещи вполне взаимосвязанные, потому что «кто живет» зависит от «как живет», а «как живет» зависит от «кто живет», и все это может происходить только в определенного рода мире, а в другом мире будет происходить что-нибудь другое.

Предлагаемые лекции служили введением к бейсику в феврале 2002 года. В них я старался наметить, что может стать на этом бейсике предметом нашего исследования. В этом, 2009, году перед нами стоят несколько иные задачи, но материал этот представляется мне и сейчас полезным.

Работа с зеркалом — одна из весьма плодотворных психотехнических техник. Можно даже сказать, что это — целый «куст» техник.

Прежде всего нужно разделить психотехническую и пневмотехническую работу с зеркалом. Здесь пойдет речь только о психотехнической работе. Предполагается, что она осуществляется в обычном, а не в измененном состоянии сознания. Для этого, в частности, важно не фиксировать долго взгляд, — это как раз средство изменения состояния сознания.

1.

В каждой конкретной ситуации мы как-то себя ведем. Часто наше поведение представляется как действие. Если результаты наших действий (или какие-то другие их элементы) нас не устраивают, наше действование становится подвопросным: мы задаемся вопросами, то ли мы делаем, что нужно делать, так ли мы это делаем, и что вообще нужно делать в такой ситуации.

Для начала — простые определения:

Человек, обладающий чувством собственного достоинства, более или менее соответствует в своем бытии тому, чем хочет и считает нужным быть, уважает себя за это, и не парится (а также не парит других) по этому поводу.

Человек, не соответствующий в своем бытии тому, чем хочет и считает нужным быть, в силу этого не уважает себя, однако, парясь по этому поводу, вынужден всячески скрывать «себя-неправильного» от себя и от людей, назойливо подсовывая им себя-не-настоящего, — хотя людям, как правило, нет до него и его «запарок» никакого дела.

Большинство психотехнических (а также и пневмотехнических) школ указывает на необходимость избавляться от лжи как на одну из первоочередных задач начинающего ученика. Делается это не только из этических, — то есть внешних, социально-поведенческих соображений, — но прежде всего ради интересов самого ученика, ибо ложь является значительным препятствием прежде всего для собственного развития.

Здравая конфликтология должна опираться на несколько предположений.

1. Конфликт есть нормальное, естественное и достойное отношение между взрослыми людьми. В основе конфликта лежит очевидное положение дел в мире, когда у людей есть интересы, и интересы эти в материале часто не совпадают. Заявление о несовпадении интересов в материале — есть заявка на конфликт.