Суть коммуникативного подхода в психологии состоит в предположении, что для каждого психического феномена можно найти коммуникативную ситуацию, в которой он укоренен.

Теория и методы

В этом разделе собраны тексты, которые могут дать читателю более объёмное понимание того, чем (и зачем) мы тут занимаемся —  насколько понимание вообще может быть передано письменной речью. Однако предполагается, что речь идет не об отвлеченных «теориях» и «методах», а о том, чем мы реально занимаемся, и чем предлагаем заниматься тем, кто придет в нашу Мастерскую. Так что читать эти тексты нужно «с прицелом», исходя из предположения, что эта теория – конкретно про нас с вами, а методы предназначены для применения на наших шкурах.

Иными словами, нужно не только постараться понять, что хотел сказать автор текста (что само по себе нелегко, и требует вдумчивого многократного прочтения, даже проработки), но, вдобавок к тому, читателю нужно еще понять, какое это может иметь отношение к нему лично. Впрочем, тексты, — как хорошо знали все, кто занимался  психотехникой и пневмопрактиками, — всего лишь вспомогательный материал, главное же передается только в личном общении. В конце концов, теории и методы нужны лишь для того, чтобы организовать практику

Для удобства мы сгруппировали материалы в подразделы:

Материалов на сайте много. Я давно работаю, много всякого наговорил, и иногда было кому это все печатать. К тому же, было время когда я публиковал разные статьи в разных сборниках и журналах.

В основных разделах теоретического «массива» я стремился к максимально простому и доходчивому изложению — по возможности, конечно, без искажений ради упрощения. И старался помещать туда только те материалы, которые, с моей точки зрения,  могут быть действительно нужны «работнику рад собой». Я и дальше буду  переписывать эти материалы, чтобы делать их еще более внятными.

Однако же и побродить мыслью по древу я не прочь. И иногда такое «брожение» приносит небезинтересные плоды. Без них можно обойтись, но, с другой стороны, они и пригодиться могут.

Эти материалы мы выкладываем на сайте не для того, чтобы вы все это обязательно прочитали. А для чего?

Ну, во-первых, чтобы важные темы рассматривались с самых разных сторон. Вдруг что кому понадобится в особом развороте. Нельзя же про то поговорить, а про это не сказать…

А во-вторых, чтобы «вовлеченному» читателю было что почитать. Хочется ведь иногда почитать «про что-нибудь этакое». Ну вот и читайте, если хочется.

А если вам и без того работается, так бросьте. Всего не перечитаешь.

1.

В сегодняшней жизни для большинства людей христианство реально не имеет направляющей силы. Большинству людей не приходит в голову «жить христианской жизнью». Кто-то захаживает в церковь, кто-то нет, но для жизни это сугубо факультативно, и большинством людей воспринимается либо как дело социально выгодное, поскольку церкви остаются реальными политико-экономическими силами, либо как экзотика, иногда забавная, иногда — «на всякий случай», «а вдруг чего». Мы живем «светской» жизнью, и нашу реальную жизнь христианство не пронизывает.

Но не всегда так было, и так не было задумано.

Личность истинная и ложная, подлинная и «неподлинная»  

1. Практическое введение в тему

Вопрос о подлинности или не подлинности себя и своего существования встает далеко не перед всеми. Если такой вопрос не стоит, то читать все дальнейшее бесполезно. Если же этот вопрос представляется значимым, тогда, прежде чем читать теоретические рассуждения, полезно отнестись к нему практически.

Можно поставить практическую задачу: попробовать отделять в себе «свое» от «чужого». Можно находить для этого различные методы и техники, но они будут (или не будут) работать только при условии, что задача действительно ясно поставлена и актуальна.

Дневник группы (январь-февраль 2008)


08-01-08.
 О чем речь

Предлагается группа по рассмотрению семейной истории, — до некоторой степени по Боуэну, но, конечно, не только. Хочется, чтобы это была относительно компактная группа, в районе десяти человек, постоянно функционирующая, чтобы люди постепенно узнавали истории друг друга и постепенно «врубались» в чужие, а через них — и в свои истории.

На вводном занятии я буду рассказывать свою семейную историю в качестве методического образца.

Один знакомый психотерапевт как-то сказал, что всякий психотерапевтический процесс в конце концов приходит к беде ребенка (по-видимому — внутреннего), а она, беда эта, — неразрешима. С первым я согласен, со вторым — не вполне. С этого и начну.

1. Прежде всего, нужно постоянно помнить, что Внутренний Ребенок — фигура виртуальная, и живет он (как, впрочем, и почти все мы почти всегда — хотите верьте, хотите проверьте) в виртуальном мире.