Я смею полагать, что в нашей Мастерской живет Работа, а в нынешней ситуации только Работа может сделать человеческое существование осмысленным.

М.П.Папуш

Базовый практикум - вводные тексты

Многим из нас недостаточно поверхностного общения, которое и общением-то назвать трудно: тусовка, времяпрепровождение… Хочется поговорить с кем-нибудь серьезнее и глубже. Однако оказывается, что это нужно уметь. Как не может человек сесть за пианино и сыграть сонату Бетховена (если не учился), так не может он мало-мальски адекватно и глубоко выразить себя и понять другого, если не умеет этого делать.

Вряд ли найдется наивный человек, который предположит, что может «сам», не зная даже нот, научиться играть на фортепиано (хотя случаи такие бывали, но это — гениально одаренные пианисты, которые, начав самоучками, позже учились у великих мастеров). Но очень много наивных людей, которые думают, что могут «сами» научиться общаться. Как будто это проще, чем играть на музыкальном инструменте! Помните, Гамлет у Шекспира говорит Гильденстерну: «Эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у нее чудный тон, и тем не менее вы не можете заставить ее говорить. Что же вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой?..»

В предлагаемом психологическом практикуме специально создана ситуация, которая дает человеку возможность раскрыться перед другим в той мере, в какой он (или она) этого хочет, выслушать другого и понять, что при этом происходит. Каждая ситуация включает три позиции: рассказывающего, расспрашивающего и наблюдателя (супервизора); задача последнего — понять, что происходит между разговаривающими.

Содержанию разговоров тоже отведены более или менее определенные рамки. Мы начинаем с события, которое оказалось для рассказывающего более или менее значимым, далее рассказываем о привычках, обязанностях и желаниях — элементах образа жизни, и заканчиваем, накопив некоторый опыт, гала-представлением себя («расскажи о себе»).

Проходя этот коммуникативный практикум впервые, вы можете научиться более или менее внятно излагать свои мысли, чувства и обстоятельства, слушать собеседника, а также замечать, что происходит между людьми в процессе общения, — это обеспечивается последовательным исполнением каждой из трех ролей в «тройке».

Если вы почувствовали вкус к приобретению мастерства общения, рекомендуется пройти практикум еще раз, на новом уровне (как правило, в занятиях принимают участие «практиканты» разного уровня). На втором круге вы можете учиться более осознанно показывать себя, в большей степени понимать (видеть, слышать, воспринимать эмоционально) собеседника, принимать и учитывать обратные связи, которые люди в любом общении непрерывно дают друг другу, но без специального внимания редко осознают.

Если вам захочется двигаться дальше, вы можете научиться различать, что говорит ваш собеседник, и как он это говорит — кем чувствует себя, кем полагает слушающего и т.д. Будучи рассказывающим, вы научитесь разделять свое внимание между содержанием своего рассказа и вниманием к тому, как вас слушают, и по манере слушать составлять некий «портрет» собеседника.

Перспективы обретения мастерства в этой области значительны и разнообразны. Недаром в нашей мастерской этот базовый практикум проходят многократно, каждый раз находя для себя новые задачи и новые возможности.

 

Читайте также:

Основные правила бейсика

Бейсик "Событие" 

Бейсик "Привычки"

Бейсик "Сад желаний" и дополнение про "Сад желаний"

Бейсик "Обязанности"

Бейсик и социальное тело