|
Дорога к свободе лежит через смех, и пока человек не научится этому, он будет оставаться порабощенным. Э.Берн |
Основные правила бейсика
Базовый практикум психотехнической коммуникации мы по-домашнему называем «бейсиком». Термин прижился в Мастерской, так что не хочется от него отказываться, тем более, что он будет встречаться во многих других текстах. В этой лекции я коротко очерчу основные положения, на которых этот практикум основан, и расскажу о его простейшей схеме. В других текстах можно найти важные подробности и аспекты темы, а также возможные усложнения.
1.Почему для работы над собой человеку нужны другие люди?
В поисках смысла жизни
Сегодняшняя лекция должна по идее собрать воедино несколько разных линий, о которых мы более или менее постоянно тут говорим, называется она «В поисках смысла жизни».
Начнем с того, что человек — существо целеполагающее и целедостигающее. Без этого психика как бы не может. То есть на каких-то дальнейших, продвинутых уровнях можно суметь от этого отказаться, предаться чистому созерцанию, недеянию, но это все уже потом и поверх того. Обычная психика человека так устроена, что человек ставит цели и живет в достижениях: к чему-то стремится, чего-то достигает, по мелочи, по-крупному, так или иначе.
Элементы конфликтологии
Здравая конфликтология должна опираться на несколько предположений.
1. Конфликт есть нормальное, естественное и достойное отношение между взрослыми людьми. В основе конфликта лежит очевидное положение дел в мире, когда у людей есть интересы, и интересы эти в материале часто не совпадают. Заявление о несовпадении интересов в материале — есть заявка на конфликт.
Рекапинг
Переживание заново значимой ситуации из прошлого
1.
Англицизмом «рекапинг» (от recapitulation — краткое повторение, суммирование, вывод, резюме) я заменяю совершенно нерусское слово «перепросмотр», фигурирующее во многих переводах К.Кастанеды и Т.Мареза. Таким образом, «рекапинг» — это переживание заново значимой ситуации в прошлом в том виде и объеме, в каком она имеет значение в настоящем.
Чувство собственного достоинства против чувства собственной важности
Для начала — простые определения:
Человек, обладающий чувством собственного достоинства, более или менее соответствует в своем бытии тому, чем хочет и считает нужным быть, уважает себя за это, и не парится (а также не парит других) по этому поводу.
Человек, не соответствующий в своем бытии тому, чем хочет и считает нужным быть, в силу этого не уважает себя, однако, парясь по этому поводу, вынужден всячески скрывать «себя-неправильного» от себя и от людей, назойливо подсовывая им себя-не-настоящего, — хотя людям, как правило, нет до него и его «запарок» никакого дела.