|
Жизнь коротка, и надо уметь. Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека. Их много… М.Жванецкий |
Этапы формирования образа себя
1.
Мы сегодня возвращаемся к образу себя. Заодно мы получим новый взгляд на семейную историю. Хотя речь, вроде бы, пойдет об этапах развития, но это — не детская психология, речь именно об этапах формирования образа себя.
Образ себя — это представление о себе, выполненное в языке картины мира. У каждого человека есть какие-то представления о том, как устроен мир. Эти представления выполнены в определенных языках: вербальном, образном и еще каких-то. И вот в этой картине мира выделяется нечто особое — «я». Образ себя — это описание того, что такое «я», выполненное с точки зрения того, каков мир, как он устроен, и, соответственно, какое место я в нем занимаю.
Фантазия, действительность и экзистенциальный выбор
1.
По-видимому, сегодня будет очень важная лекция, следствиями из которой мы будем питаться еще довольно долго. При этом я не уверен, что сумею рассказать словами все, что имею в виду, какая-то часть будет выражаться как бы «сквозь» слова.
Тема о фантазии переросла в тему экзистенциального выбора, который — как и предполагалось — создает нашу действительность. И для этой действительности реальность оказывается не более чем условием, а сама действительность оказывается воплощением эссенциального в экзистенциальных условиях.
Среди прочего, я наконец-то понял смысл легенды о Тристане и Изольде!
Стратегия и тактика движения в лабиринте
1.
Напомню, что мы называем лабиринтом. Во-первых, это образ жизни, то есть то, как каждая и каждый из нас бегает своими крысиными ходами по одним и тем же маршрутам, заботится о корочке сыра и о прочих тому подобных интересах. И некоторые, — поскольку крыса животное умное, — догадываются, что наверху жизнь лучше, легче и хотят туда попасть. Это по жизни.
Во-вторых, что более важно, лабиринт — это состояние сознания и психики. Хотя описывается лабиринт обычно как внешне фиксируемый образ жизни, «на самом деле» — это состояние сознания. Это то самое состояние полусна, в котором люди не видят ничего, кроме помет привычных маршрутов: где свернуть, куда идти, чтобы снова попасть на те же самые места. А окружающие пейзажи настолько примелькались, что изменения в них, какие-то новые возможности уже не замечаются. Все это упускается, потому что лабиринт — это такое полусонное, лишенное полноценного присутствия состояние сознания.
Ступени экзистенциального выбора
1.
В последнем цикле из нескольких лекций мы представили человеческий путь как лабиринт, по которому мы ходим в полусонном, полубессознательном состоянии, кружась по одному и тому же месту. При этом мы говорили о надежде, что выход из лабиринта есть. То есть эти лабиринты должны быть так устроены, что в принципе выход всегда есть. Как в компьютерной игре, которая потеряла бы смысл, если бы перехода на следующие уровни не существовало. Его надо найти, это не просто, для этого есть какие-то условия, но, в принципе, он всегда есть. И, в общем, плодотворно думать, что жизнь наша с вами тоже так устроена, что переход на уровни повыше всегда есть.
Петли, порталы и артефакты
1.
В прошлый раз я рассказывал о том, как спящие люди движутся по лабиринту жизни, напоминая нам, что это про нас с вами, а не только про них — там, на улице. В таком полусне-полудреме мы крутимся по привычным путям, попадая в одни и те же ловушки, скатываясь вниз по одним и тем же скользким дорожкам, пытаясь подняться на одних и тех же лесенках. Для художественной полноты, для усиления картинки я зачитаю из Шмакова очень убедительное и очень густое описание этой картинки. У Шмакова это VIII Аркан, по моим представлениям к VIII Аркану это описание не слишком подходит, но зато к нашей теме и к представлению о лабиринте для спящих людей это очень даже соответствует.
Лабиринт, петли и квест: выход есть!
Грядущее вовеки нерушимо,
Как прожитое. Всё, что ни случится, —
Лишь потайная буква на странице,
Заговоренной и неразрешимой,
А книга — время. Вышедший из двери
Давно вернулся. Бытие земное —
Всё в будущем, лежащем за спиною.
Находки в мире нет. И нет потери.
Но не сдавайся. Мрак в застенке этом.
Плотна его стальная паутина.
Но в лабиринте есть проход единый
С нечаянным, чуть видимым просветом.
Путь неуклонен, как стрела тугая.
Но Бог в щели застыл, подстерегая.
Хорхе Луис Борхес. За чтением «Ицзин»
Предварительное упражнение: попробуйте задать себе вопрос: «Действительно ли я здесь сижу, и действительно ли я воспринимаю сейчас все, что вижу вокруг себя, как свою ситуацию?». Может быть, некоторые заметят, что для того, чтобы утвердительно ответить на этот вопрос: «Да, я действительно сижу здесь и нахожусь в этой ситуации», нужно сделать какое-то дополнительное усилие. Даже два: вспомнить себя, но еще добавить к этому ощущение действительности своих восприятий: вот я на самом деле действительно здесь сижу, вокруг меня эти люди, я пришла или пришел на группу.
Жить своей жизнью
Итак, мы взяли задачей, или, можно сказать, лозунгом на ближайший триместр: жить своей жизнью, воплощать свои ценности.
Но для того, чтобы воплощать действительно свои ценности, а не ценности своей бабушки, своего начальника или своей ложной личности, чтобы добираться до «подлинного себя», нужны три «отстройки», нужно отстроиться от трех фундаментальных «уловителей», которые претендуют на то, чтобы захватить нашу энергию. Эти три «уловителя»: (1) социальная система в ее современном виде, (2) семейная система, как она представлена в нашей жизни, и, наконец, (3) собственные неврозы, организующиеся в конце концов в систему так называемого «невротического характера».
Кое-что о «взрослой» жизни
«Взрослая» жизнь основана на простых паттернах социального взаимодействия. Эти паттерны отчасти практичны, отчасти ритуальны. Нельзя пренебрегать ни тем, ни другим.
Недовзрослые индивиды склонны пренебрегать ритуальной частью этих схем, «обосновывая» (то есть рационализируя) это не-практичностью ритуалов.
Воля и работа над ее развитием
1.
Сегодня мы затронем две темы: место воли в системе психики и ее внутреннее устройство, а также формы работы над волей.
Общеизвестно, что человек живет как бы «на» биологическом организме. Не просто «в теле», а именно «на» организме, который имеет свою морфологию, физиологию и этологию, то есть материальное устройство, био-химико-физическое функционирование (физиологию) и набор поведенческих программ типа инстинктов, рефлексов и прочей довольно сложной системы. Но к этому я теперь хочу добавить вещь вроде бы очевидную, но, если ее назвать словами и словам этим придать серьезное значение, то ведущую к важным следствиям. Этот организм — животное, особь, зверушка, на котором живет человек, помимо всего прочего, еще многообразно и хорошо дрессированная зверушка. Эта зверушка, на которой живет человек, обладает многообразием разных навыков, умений, привычек поведения, заложенных в нее не «от природы», а «от культуры», заложенных дрессировкой, обучением и воспитанием.