Все тексты по порядку

Название лекции — одна из центральных формул начального этапа работы над собой в том ключе, который мы сейчас считаем основным. За последнее время в этой технике прояснились некоторые детали, которые могут помочь в систематическом ее выполнении.

(1) Обычную жизнь можно уподобить сну в лабиринте.

Гурджиев уточняет: это гипнотический сон.

Бывает, что в этом сне неудобно. Тогда возможны три типа реакции. Один — жаловаться и при этом оставлять все как есть. Жалобы и чувствование себя несправедливо обиженным могут оказаться хорошей компенсацией неудобства: образуется гомеостаз, и человек в каком-то смысле, при всем своем недовольстве, в общем доволен и реально менять ничего не собирается. Тогда не нужно считать  жалобы указанием на проблему: никакой проблемы нет.

Однако возможно и такое, что человек реально хочет что-то поменять в своей жизни, и либо сам пытается найти такую возможность, либо ищет помощи для этого. Здесь возможны два очень разных типа задач: устроиться поудобнее или двигаться к пробуждению.

Так или иначе, поиск выхода, перехода на другой уровень жизни можно уподобить тому, что в компьютерных играх называют квестом.

(Термин «ортогональность» заимствован из геометрии. Две линии являются ортогональными, если они пересекаются под прямым углом, например, оси координат на графике. В терминах векторной алгебры две такие линии перемещения являются независимыми. Если двигаться параллельно оси X вдоль одной из линий, то проекция движущейся точки на другую линию не меняется. Соответственно, в трехмерной геометрии возможен ортогонал к плоскости — перпендикулярная к ней линия. Абстрактно можно представить себе ортогонал к телу в n-мерной системе измерений).

«Взрослая» жизнь основана на простых паттернах социального взаимодействия. Эти паттерны отчасти практичны, отчасти ритуальны. Нельзя пренебрегать ни тем, ни другим.

Недовзрослые индивиды склонны пренебрегать ритуальной частью этих схем, «обосновывая» (то есть рационализируя) это не-практичностью ритуалов.

Сегодняшняя лекция должна по идее собрать воедино несколько разных линий, о которых мы более или менее постоянно тут говорим, называется она «В поисках смысла жизни».

Начнем с того, что человек — существо целеполагающее и целедостигающее. Без этого психика как бы не может. То есть на каких-то дальнейших, продвинутых уровнях можно суметь от этого отказаться, предаться чистому созерцанию, недеянию, но это все уже потом и поверх того. Обычная психика человека так устроена, что человек ставит цели и живет в достижениях: к чему-то стремится, чего-то достигает, по мелочи, по-крупному, так или иначе.

1.

То, о чем сегодня пойдет речь, в общем нам известно, но если действительно принять это всерьез и исходить из этого при построении общей психологии и психотерапевтической теории, то получится достаточно сложная и нетривиальная картина.

1.

Сегодня мы затронем две темы: место воли в системе психики и ее внутреннее устройство, а также формы работы над волей.

Общеизвестно, что человек живет как бы «на» биологическом организме. Не просто «в теле», а именно «на» организме, который имеет свою морфологию, физиологию и этологию, то есть материальное устройство, био-химико-физическое функционирование (физиологию) и набор поведенческих программ типа инстинктов, рефлексов и прочей довольно сложной системы. Но к этому я теперь хочу добавить вещь вроде бы очевидную, но, если ее назвать словами и словам этим придать серьезное значение, то ведущую к важным следствиям.  Этот организм — животное, особь, зверушка, на котором живет человек, помимо всего прочего, еще многообразно и хорошо дрессированная зверушка. Эта зверушка, на  которой живет человек, обладает многообразием разных навыков, умений, привычек поведения, заложенных в нее не «от природы», а «от культуры», заложенных дрессировкой, обучением и воспитанием.

Лето кончается, можно подумать о наступающем учебном триместре.

В привычном расписании предполагаются некоторые существенные изменения: не будет занятий по воскресеньям, зато будет пара групп по будням.

Субботние группы, таким образом, должны принять на себя нагрузку «группы вообще» — места и времени, куда можно придти по самым разным поводам: послушать лекцию, заявиться на работу в горячем стуле, пообщаться с хорошими людьми. Субботняя группа также рекомендуется для новичков.

По будням предполагается тематическая группа: анализ истории своего детства. Такая группа уже проходила некоторое время тому назад, сейчас многие участники Мастерской оказались готовыми начать (или продолжить) эту работу. Технически эта будет две группы:  утренняя (по вторникам) и вечерняя (по пятницам). Методика самой работы и необходимой индивидуальной подготовки к ней описана в соответствующих текстах на сайте. Разумеется, не весь материал, который «накопают» участники работы, может быть на группах изложен, но важно, чтобы каждый для себя получил более или менее подробное описание истории своего развития, по возможности с фотографиями и другими полезными материалами (дневники, письма, свидетельства, документы). Участникам этих двух групп желательно прочесть несколько статей из сборника работ Боуэна (и о Боуэне) и книжку Выготского «Вопросы детской психологии» (она входит в 4-й том «Собрания сочинений» и переиздавалась отдельно), в особенности начальную главу о периодах детского развития. Хорошо бы также представлять себе концепцию возрастов Эрика Эриксона (можно найти в интернете).

В плане медитативных занятий мы хотим продолжить исследование Знаков Зодиака (конкретно ближайшие занятия будут посвящены токам «планет»), а также возобновляем круг Великих Арканов. Арканы — по вторникам, Зодиак — по средам.

Как всегда, к нашим занятиям можно присоединиться на любом этапе (некоторые ограничения будут для «боуэновских» групп). Однако же начало нового учебного года всегда обладает некоторым символическим очарованием («начать сначала»), так что — милости просим.

Конкретное расписание можно посмотреть на обычном месте, а также получить в рассылках.

М.П. 


«Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мтф., 18:3) 

В последнее время значительная часть психотерапевтической Работы совершается в нашей Мастерской в рамках формулы «Во мне есть Ребенок, но я — не ребенок».

До сих пор мы концентрировались в этой работе на второй половине формулы, находя в себе другие эго-состояния, помимо детских. Пришло время уделить должное внимание первой половине и пристально рассмотреть наших Внутренних Детей.

Аннотация. Нормализация психики требует установления удовлетворяющих отношений с родителями (парентальными фигурами). Между тем наши родители-воспитатели чаще всего создают нам немало трудностей в решении этой задачи. Умея нас родить («рожать детей кому ума недоставало»), они как правило не умеют, да и не имеют возможности, воспитывать нас так, чтобы, взрослея, мы питали к ним лишь благодарность и прочие благие чувства, как должно было бы быть. Чаще мы держим в себе много негатива по отношению к нашим парентальным фигурам, и не умеем от этого негатива избавиться. Наше невнятное желание их «простить» часто лишь замазывает реальные эмоциональные проблемы, которые мы носим в себе. Как правило, ошибка состоит в том, что мы продолжаем переживать отношения с родителями в том ключе и на тех основаниях, какими они были в нашем детстве, хотя во многих других отношениях мы уже сильно изменились, выработали другую картину мира и придерживаемся других ценностей. Коммуникативная терапия предлагает технику пересмотра отношений с родителями, исходящего из наших новых, сегодняшних оснований, — пересмотра, ведущего к пониманию, принятию и любви, которых ребенок в нас может теперь не требовать от имаго (образа) парентальных фигур, а сам готов дать им бескорыстно и безусловно, расплетая в рекапинге застрявшие в памяти недоразумения.

(Статья опубликована в журнале «Кентавр» № 18 ноябрь 1997 г.)

Нижеследующие соображения навеяны докладом Н.Г.Алексеева на «Методологических чтениях» 97-го года. Доклад был посвящен культурному значению методологии; один из его тезисов, насколько я помню, состоял в том, что необходимо различать культурное значение частных средств, развитых Московским Методологическим Кружком, и самого «методологического действа», которое время от времени осуществляется в любой достаточно развитой интеллектуальной культуре (докладчик приводил в пример, в частности, Сократа).

1.

Я хочу сегодня предложить вам сложную тему, вернее — начало сложной темы, постепенно мы будем в ней обретать большую определенность (соответственно, материал будет дополняться). Это тема про социальные роли.

1.

Я этот Аркан уверенно и упорно называю «Изидой» (или Исидой), то есть именем одной из главных египетских богинь. Это отсылает нас к вопросу о том, какое отношение имеют Арканы Таро к Египту.

Тут мне задали вопрос, зачем серьезному психологу-психотерапевту какие-то Арканы Таро, на которых, вроде как, ряженые цыганки гадают? Отвечаю: для нас Таро — это система символов для медитации, создающая возможность простроить адекватное нынешнему времени мировоззрение, которого многим так не хватает.

В 96 году мы наткнулись на «стенку», которая не проходится «обычной» психотерапевтической работой. Тогда была сформулирована идея, что мы столкнулись с так называемым «невротическим характером» (НХ), который отличается от набора «обычных» невротических симптомов двумя особенностями: во-первых — системностью, во-вторых — эго-синтоннностью. Последнее означает, что человек принимает черты своего НХ, «согласен» с ними.

В 96 году, а потом в 2001, мы пробовали заниматься Лоуэном и другими теоретиками НХ, которые справедливо полагали, что типология НХ связана с описанием фаз развития ребенка и отклонений в развитии на этих фазах. Однако в рамках принятого у нас коммуникативного подхода необходима собственная, соответствующая этому подходу типология и теория НХ.

Такая типология НХ должна быть связана с этапами развития Эго (как они описаны, например, в тексте Теория личности-2). Типы НХ могут быть связаны с детско-родительскими трансакционными установками, не преодоленными на более поздних этапах развития, вплоть до псевдо-взрослого состояния. То есть тип НХ задается типом связи с родителем

Итак, мы взяли задачей, или, можно сказать, лозунгом на ближайший триместр: жить своей жизнью, воплощать свои ценности.

Но для того, чтобы воплощать действительно свои ценности, а не ценности своей бабушки, своего начальника или своей ложной личности, чтобы добираться до «подлинного себя», нужны три «отстройки», нужно отстроиться от трех фундаментальных «уловителей», которые претендуют на то, чтобы захватить нашу энергию. Эти три «уловителя»: (1) социальная система в ее современном виде, (2) семейная система, как она представлена в нашей жизни, и, наконец, (3) собственные неврозы, организующиеся в конце концов в систему так называемого «невротического характера».

В самом общем виде, говоря о проекции, мы имеем в виду невротический механизм, посредством которого человек, имея дело с другими людьми, (или, шире говоря, с другими предметами) накладывает на них, как на экран, какие-то свои представления, особенности, потребности, и пр.,— самим по себе этим людям (или этим предметам) не свойственные.

В ответ на мою просьбу-предложение начали приходить выписки из разных хороших книжек про самопамятование (оно же самовспоминание, самовоспоминание и т.п.). Я думаю, что пора выкладывать эти отрывки на сайт, положив начало Хрестоматии, которая, возможно, из этого получится.

1.

Так или иначе, вы все более или менее представляете себе, что здесь происходит, для чего вы сюда ходите, за что вы тут держитесь. Но если вы хотите добиться чего-то серьезного, ходить сюда мало, надо еще что-то делать. А для того, чтобы что-то делать, необходимо это как-то организовывать. На этом ломаются многие начинающие работники-над-собой, в особенности если они не имеют руководства.

Итак, мы освоили расслабление конечностей. Я бы рекомендовал всегда начинать с тяжести (лично я всегда начинаю с тяжести рук и лишь потом подключаю ноги, но это, наверное, не обязательно). Расслабляющиеся конечности позже могут порадовать нас самыми различными ощущениями: тяжесть может перейти в легкость, может даже совсем пропасть ощущение конечностей, их как бы «нет» (позже может вообще пропасть ощущение тела, как отмечают многие методисты). Так что я рекомендовал бы ввести здесь термин «расслабление» — «мои руки и ноги расслаблены и расслабляются все больше» — помня, конечно, что «расслабление» это не ощущение, это абстракция, которая может проявляться в наборе вышеупомянутых (и других) ощущений.